Найти в Дзене
ActivityEdu

Вышел. Пропал. Замерз. Что должен делать ребенок, если он потеряется

Оглавление

Поздняя осень, зима и ранняя весна – это не только время каникул и праздничных утренников, но и пора наибольшей опасности для детей. Лента пестрит новостями о «потеряшках»: кого-то высадил кондуктор на конечной остановке автобуса в незнакомом районе, кто-то, улучив момент, сам уехал или сбежал домой из детского сада. Порой дети страдают от безответственности и равнодушия взрослых: к примеру, воспитательница из Клина однажды забыла девочку на улице, а воронежская школьница едва не пропала на прогулке, куда отправилась после ссоры с родителями. Большая удача, если детей находят живыми, им вовремя оказывают помощь, но на одно везение надеяться не стоит. Наша редакция подготовила рекомендации для педагогов и родителей: как обезопасить ребенка в холодный сезон, каким навыкам поведения в экстремальной ситуации следует обучить малыша и подростка, как следует вести себя взрослым во избежание неприятных инцидентов, а то и трагедии.

Когда и почему пора «бить тревогу»

В холодное время года счет при поиске пропавших детей идет на часы. Шансов, что кто-то случайно найдет ребенка, не так много: люди в этот период все больше сидят по домам. В сравнении с летом быстрее наступает гипотермия, дети раньше срывают голос, зовя на помощь, и уже не могут откликнуться, когда их ищут. На холод негативно реагирует не только растущий организм, но и гаджеты: быстрее разряжается аккумулятор, снижаются шансы ребенка дозвониться родным или быть найденным по локации на смартфоне. Подстерегают детей и другие природные опасности, характерные для холодного сезона: замерзшие водоемы, гололедица, чреватая травмами, бураны и метели, короткий световой день. К слову, темноты дети зачастую боятся, а паника сковывает движения, мешает быстро думать и действовать.

Переохлаждение и другие причины гибели детей

По сравнению со взрослыми риск переохлаждения у ребенка гораздо выше: у него еще не так хорошо развиты механизмы терморегуляции. Переохлаждение может стать причиной простуд и различных патологий. Особую опасность представляет обморожение: от бледности, покраснения и легкого зуда кожи до полного некроза тканей наряду с высокой температурой и проявлениями почечной недостаточности. Чем дольше малыш или подросток находится на холоде, тем меньше шансов оказать ему своевременную помощь. Ситуация осложняется тем, что ребенок дошкольного возраста не всегда способен пожаловаться, самостоятельно рассказать о своих ощущениях, а симптомы переохлаждения у маленьких детей могут быть невыразительными. Помимо прочего, замерзший ребенок испытывает напряжение и страх, которые впоследствии могут перерасти в панические атаки или психологическую травму. Но самое страшное, что именно переохлаждение наиболее частая причина гибели «потеряшек».

Замерзшие водоемы еще одна серьезная опасность. Дети так и норовят попробовать лед на прочность после первых же заморозков. И если рядом нет взрослых, такая попытка может обернуться трагедией. При нахождении в ледяной воде гипотермия наступает быстрее, а теплая одежда затрудняет движения и тянет ребенка на дно.

Нередко дети гибнут и в ДТП: водитель на повороте или плохо освещенном участке может не заметить бредущего по дороге ребенка либо не справиться с управлением из-за гололеда.

Занесенные снегом тротуары, под которыми прячется лед, тоже фактор риска. Поскользнувшись, ребенок может не отделаться легким испугом или ушибом, а получить серьезные травмы и переломы, несовместимые с жизнью.

«Я потерялся: помогите!»

Даже если ребенок потерялся, ситуация может разрешиться благополучно и быстро, если он будет придерживаться простых правил.

В городе

  1. Оставаться на месте до прихода родителей.
  2. Если сел в общественный транспорт и уехал один, нужно выйти на следующей остановке и ждать взрослых там.
  3. Попросить сотрудника полиции (охранника в торговом центре) или взрослого с ребенком позвонить родителям.
  4. Обратиться за помощью в какую-то из организаций-партнеров «Лизы Алерт» (если они есть в зоне видимости): «Билайн», «Сбер», «Вкусвилл», «Пятерочка», «МТС». Полный список партнеров указан в нижней части сайта поисково-спасательных отрядов, в разделе «Наши друзья».
  5. Не обращаться к любому незнакомому взрослому: это небезопасно.

На природе

  1. Ни за что не подходить к любой воде без взрослых и категорически не выходить на лед. Это часто заканчивается трагедией.
  2. Обязательно откликаться, когда зовут по имени, даже если кричит чужой человек. Скорее всего, это спасатели.
  3. Если замерз, активно двигаться, употреблять горячие жидкости, калорийную пищу.
  4. При звуке вертолета или сирены оставаться на месте (спасатели позвонят и попросят рассказать, что ребенок слышит).
  5. Надевать на природу непродуваемую, непромокаемую яркую одежду со светоотражающими элементами.
  6. Всегда брать с собой рюкзак, в котором лежат:
  7. полностью заряженный телефон, в котором записаны номера родителей;
  8. свисток (чтобы подать сигнал);
  9. бутылка воды;
  10. сытный перекус (плитка шоколада или орешки);
  11. туалетная бумага;
  12. антисептик для рук;
  13. теплый свитер или куртка, шапка, шарф, теплые носки;
  14. фонарик, поскольку в холодный сезон световой день очень короткий.
-2

«Чтобы пан не пропал»: меры профилактики

  1. Убедиться, что ребенок наизусть знает телефоны родителей, экстренных служб (03, 02, 112) и горячей линии «Лизы Алерт» – 8(800)700-54-52, но все же следить, чтобы записка со всеми необходимыми номерами всегда была у ребенка в кармане.
  2. Приучить ребенка звонить близким взрослым, когда он куда-то выходит и куда-то доходит. Нужно объяснить, что это не контроль, а беспокойство друг о друге.
  3. Полезно установить на телефон ряд программ или приложений (например, «МТС Поиск»; для айфона – семейный локатор «Моя семья»). Если телефон кнопочный, подключить услугу от мобильного оператора (например, «Билайн-Координаты» – 50 рублей в месяц, «Навигатор» от «Мегафона» – 84 рубля в месяц).
  4. Научить ребенка говорить «нет», не слушать незнакомых взрослых, и даже если встретит друзей семьи, которые предлагают его подвезти, немедленно сообщить об этом родителям.
  5. Объяснить ребенку, что он никому ничего не должен – ни в жизни, ни в интернете. Если незнакомый человек о чем-то просит, ребенок должен задаться вопросом: а зачем я должен это делать (присылать свое фото, давать свой номер телефона, вставать в 4 утра и т. д.)?
  6. Объяснить, что выходить на лед крайне опасно. Подходить к воде также категорически не рекомендуется – ни чтобы попить, ни промыть ранку. У ребенка всегда должна быть с собой чистая вода.
  7. Научить сигналить о своем местоположении, оставлять знаки, быть видимым и слышимым (свистеть, стучать, откликаться на голос и шорох). Это может понадобиться, чтобы привлечь внимание поисковиков.
  8. Донести до ребенка, что просьба мамы надеть шапку и перчатки – это не гиперопека, а забота о его здоровье и жизни.
  9. Убедить ребенка, что если он потеряется, его непременно будут искать. Что бы ни случилось, позитивный настрой поможет дождаться помощи, а отсутствие паники – избежать гипотермии и действовать более осознанно.
  10. Научить ребенка кричать. Причем лучше это делать в формате игры: взрослый в роли чужого дяди, тети или незнакомого старшего ребенка нападает либо пытается уговорить пойти с ним, мол, «тебя ждет мама», «я папин друг», «пойдем покормим котенка», а малыш должен кричать что есть мочи в первом случае и твердо говорить «нет» – во втором. Это поможет сформировать устойчивую модель поведения с незнакомцами. Просто поговорить об этом недостаточно: из 50 детей, которым все объяснили, с чужими тетями и дядями не уходят только те двое, с кем эти ситуации были проиграны.
-3

11. Проигрывать все возможные модели поведения: что делать, если ребенок уехал на другую станцию сам, если уехала мама; если потерялся в магазине.

12. Не запрещать ребенку регистрироваться и переписываться в соцсетях: если он сделает это открыто, у родителей повысятся шансы узнать, с кем дружит малыш или подросток, чтобы впоследствии облегчить себе и спасателям поиски.

13. Ни при каких обстоятельствах не прогонять ребенка, не игнорировать его, не указывать ему на дверь. Особенно остро на подобные ссоры реагируют подростки. В практике отрядов «Лизы Алерт» был случай, когда пятиклассник, разбив новенький телефон, вспомнил фразу папы: «Если и этот угробишь, домой можешь не возвращаться», – и решил последовать совету взрослого в буквальном смысле.

-4

Искать – сразу, рассказывать – правду: ошибки родителей пропавшего ребенка

-5

При поиске пропавших детей, особенно в холодный сезон, когда счет идет на часы, никакого «правила 3 суток» не существует. Обращаться в полицию необходимо сразу же, как только стало понятно, что ребенок пропал: сообщить о случившемся, записать регистрационный номер заявления и телефон сотрудника (чтобы оперативно сообщить ему новые подробности). Если в полиции отказываются принять заявление, звоните на номер 112. Звонок – это уже зарегистрированное заявление о пропаже. Сразу после заявления в полицию надо позвонить в «Лиза Алерт» по номеру 8-800-700-54-52 (бесплатно и круглосуточно).

Если ребенок потерялся не в городе (например, во время прогулки в лесу), звонить в «Лиза Алерт» нужно до обращения в полицию.

Если ребенок не пришел домой в назначенный срок, а дозвониться ему невозможно, стоит подождать полчаса и затем начинать поиски. Причем чем больше людей удастся задействовать, тем выше шансы найти пропавшего.

Нужно сразу же запросить данные о звонках, совершенных с телефона ребенка. Кроме того, если родители заранее активировали функцию мобильного мониторинга, у них есть возможность отследить местонахождение ребенка. Это может значительно облегчить поиск.

Если пропал подросток, родителей могут попросить предоставить переписку и данные с его компьютера. Важно не идеализировать в разговоре с волонтерами свои внутрисемейные отношения. Если вы наказывали ребенка, отчитывали, сами указывали ему на дверь, после чего он и ушел, то об этом нужно обязательно сообщить. Также стоит рассказать о любых известных проблемах ребенка. Достоверная информация существенно ускоряет поиск. Волонтеры никогда не передают личные подробности третьим лицам и СМИ.

Следует убедиться, что искали везде, где могли. Если пропал маленький ребенок, и это случилось дома или неподалеку, стоит хорошенько обыскать все укромные уголки: чуланы, балконы, шкафы, подвалы, близлежащие детские площадки, а также места, куда вы обычно с ним ходите. Это кажется нелепым, но иногда родители по два часа ищут ребенка, который преспокойно качается на качелях в соседнем дворе. В пионерском лагере была ситуация, когда пропавшую девочку искали весь день, а она уснула под койкой соседки и, выспавшись, сама вышла навстречу перепуганным вожатым и спасателям.

Не стоит размещать ориентировки самостоятельно. Большинство пропавших детей те, кто сам сбежал из дома. К слову, если раньше это были подростки 13–15 лет, то сегодня это дети 7–10 лет. Причиной ухода из дома могут быть проблемы не только в семье, но и в школе, а также новые сомнительные знакомства в интернете. Возможны ситуации, когда сбежавший ребенок видит где-то ориентировку на себя и намеренно уезжает еще дальше. Поэтому в случаях с убежавшими детьми волонтеры могут принять решение вовсе не расклеивать ориентировки.

Наконец, родителям не стоит публиковать собственный номер телефона и вступать в токсичное общение в интернете. Всю переписку там отслеживают волонтеры, и вам это совершенно ни к чему. В нестабильном эмоциональном состоянии отличить ложные свидетельства от достоверных очень тяжело.

Следует помнить, что доверительные отношения родителей с детьми, а педагогов, если те берут на себя еще и воспитательные функции, – с учениками – лучший метод профилактики пропаж, физических и психических травм у детей, человеческих жертв. Берегите свою семью и подопечных в классе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.