На 12-струнном инструменте играть не слишком просто, но это не самая большая причина его исчезновения. Более точное объяснение состоит в том, что рок-музыка изменилась.
В продолжение темы Чем хороша и плоха 12-струнка?
С момента своего дебюта у Джорджа Харрисона в 1964 году 12-струнный «Rickenbacker» стал «секретным оружием» каталога Битлз того года. Это имело место на протяжении всего альбома «Вечер трудного дня», от металлического и грохочущего вступительного аккорда до впечатляющего соло и сверкающего арпеджио. Знаменитый вступительный рифф «You Can't Do That», мощные аккорды припева «Can't Buy Me Love»... «Rickenbacker» не мог и мечтать о лучшей рекламной кампании.
Несколько британских артистов быстро приобрели 12-струнки, а в некоторых из лучших хитов той эпохи использовались 12-струнные электрогитары. «The Hollies», «The Rolling Stones», «The Searchers» и особенно «The Who» активно использовали 12-струнки. Пит Таунсенд, в частности, использовал её с гораздо более агрессивным подходом, чем его остальные коллеги. «I Can't Explain» и «Kids Are Alright» — это лишь некоторые из тех блестящих записей, на которых 12-струнки используются в драматической манере.
В Америке 12-струнная электрогитара сразу же стала одним из определяющих элементов последующего бума фолк-рока 1965 - 66 годов. Роджер Макгуинн из «The Byrds» написал книгу о 12-струнках «Rickenbacker». Между прочим, другие компании тоже производили 12-струнные электрогитары, но «Rickenbacker» был флагманом и остаётся, безусловно, самым важным производителем.
Дебют «Mr. Tambourine Man» от «The Byrds» зажёг это повальное увлечение, и 12-струнные гитары появились в бесчисленных хитах других различных групп. Например, у таких артистов, как «Paul Revere & the Raiders» (альбом «Kicks») или «The Outsiders» (альбом «Time Won't Let Me»).
Видео: «The Byrds - "Mr. Tambourine Man" - 5/11/65».
Почему же в конце концов исчезли 12-струнки? Сработало несколько факторов, но в первую очередь это было отражением меняющихся вкусов исполнителей и аудитории. С практической точки зрения, 12-струнки представляли собой значительные вложения и не всегда подходили для каждой песни.
Когда на смену 1966 году пришёл 1967, основное внимание стало уделяться более «тяжёлым» звукам и расширенным соло. 12-струнный инструмент уже не подходил. Вкусы быстро менялись, и к концу 60-х 12-струнка стала менее заметной. Лишь несколько исполнителей, такие как Роджер Макгуинн из «The Byrds» или Пол Кантнер из «Jefferson Airplane», продолжали постоянно играть на них.
Хотя 12-струнки всё ещё использовались в некоторых записях и после 60-х (известные примеры — «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven» от Лед Зеппелин), её золотой век прошёл.
Когда 12-струнка снова появилась в конце 70-х и начале 80-х, ей часто пользовались такие артисты, как Том Петти, которые фактически повторили безмятежную эпоху 12-струнной музыки в своих работах.
12-струнная гитара сегодня остаётся второстепенной идеей или экстравагантностью, часто используемой для имитации стиля 60-х, но в остальном, как правило, всего лишь неким эпизодическим приспособлением для ансамбля.
Она остаётся великолепным инструментом с беспрецедентным звуком, но с 1966 года больше не является «опорой» рока.
По материалам публикации (англ.).