Найти в Дзене
КиноФайлы

«Подольские курсанты» (2020): мнение о фильме

На любой современный фильм о Великой Отечественной я иду с опаской. К сожалению, все эти «Штрафбаты» и «Сволочи» приучили к тому, что современным творцам самое главное – показать ужасы «совка». Это относится, в принципе, к любому современному фильму про советскую эпоху, не обязательно про войну. Спортивные драмы, байопики, фильмы про покорение космоса – всюду пытаются впихнуть антисоветчину. Наверное, это такое требование, без которого сценарий просто не утвердят. Хочешь снимать кино – будь любезен, добавь злого особиста, политрука, партийного чиновника и т.д.

Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Иногда случаются исключения в виде «Брестской крепости» и «28 панфиловцев», которые, казалось бы, должны были показать киноделам, какие именно фильмы о войне востребованы – ведь зрительские оценки у обоих очень высоки. Но нет, творцам плевать на мнение каких-то там зрителей, они продолжают упорно гнуть антисоветскую линию, штампуя «Несокрушимых», «4 дня в мае», «На Париж» и прочие «Ржевы». Ни кассовые провалы, ни низкие оценки зрителей не останавливают этот конвейер. Вот и получается, что на пару хороших фильмов выходит дюжина отвратительных.

Речь в фильме «Подольские курсанты» идет о событиях октября 1941 года, когда около 3,5 тыс. курсантов на Ильинском рубеже совместно с боевыми частями РККА сдерживали натиск рвущихся к Москве фашистов.

Скажу сразу, фильм «Подольские курсанты» стал приятным исключением, то есть он ближе по духу к «Брестской крепости» и «28 панфиловцам». Оно и не удивительно, ведь продюсером выступил Игорь Угольников, как раз работавший над «Брестской крепостью». Но, к сожалению, до двух отмеченных мною картин «Курсанты» не дотянули.

Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Главное разочарование – скачообразное повествование. Здесь очень много действующих лиц и событий, которые меняются с калейдоскопической быстротой. Цельным и гармоничным кино выглядит только во вступительной части, когда нам показывают жизнь курсантов до того, как их перебросили на передовую. Затем же наших героев разбрасывают по разным подразделениям и разным местам. Действие скачет туда-сюда, не давая толком переварить все происходящее на экране. Только начался бой, готовишься вжаться в кресло, как на середине вражеской атаки всё перемещается, например, в госпиталь. И так почти весь фильм! Из-за этого не ощущается нерв боя, как это было в «28 панфиловцах», да и тяжеловато представить себе общую картину происходящего. Даже «штабные» сцены, в которых командование обсуждает обстановку, не вносят ясности. Сразу напрашивается вывод: кинопроизводители опять решили схитрить, показав в кинотеатрах урезанную версию сериала.

Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

По структуре фильм чем-то напоминает «Брестскую крепость», где тоже ощущалась эта проблема с усвоением всего, что происходит на экране (там были разные очаги обороны и много главных героев, если помните), но в целом фильм был все же понятным. А вот в «Курсантах» попытка объять необъятное - это прям беда, которую и повторный просмотр, боюсь, не исправит. Вся надежда на то, что выйдет полноценная сериальная версия.

Теперь о хорошем, а его здесь хватает! Во-первых, как уже отмечалось, нет антисоветчины. Во-вторых, видно, что создатели фильма тщательно подошли к проработке деталей: форма, техника, оружие, окопы – все это смотрится просто здорово. Здесь фильм даже превзошел мои ожидания, и это одна из причин, по которой его стоит смотреть на большом экране. К очевидным плюсам отнесу и отсутствие режущего глаз мультяшного слоу-мо (привет, «Т-34») и наигранного экшена (а-ля «Сталинград» и всякие «Диверсанты»). Отлично снятые (хоть и здорово порезанные) боевые сцены, без шуток, заставляют не отрывать глаз от экрана.

Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Актер Роман Мадянов порадовал тем, что его герой в кои-то веки адекватен. Сергея Безрукова не слишком много. Конечно, нашлось место штампам, вроде лихо отстреливающей немцев санитарки, попутно выбрасывающей гранаты из окопов, но это можно простить.

Сергей Безруков в фильме «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Сергей Безруков в фильме «Подольские курсанты». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Таким образом, основная моя претензия к фильму – это его формат. Зачем из сериала делать нарезку и вываливать ее в кинотеатры? Не лучше ли тогда уж просто разбить на два фильма, а потом их выпустить с промежутком по времени, как это было с «Обитаемым островом» или проектом о Гоголе канала ТВ-3?

По части исторических неточностей, которые, безусловно есть в фильме, рекомендую найти ролик историка Алексея Исаева (он также разбирал и «Брестскую крепость», и «28 панфиловцев»). На мой же сугубо непрофессиональный взгляд, явной клюквы и искажения действительности в фильме нет. Более того, кино задает правильный настрой, несет полезную воспитательную функцию и может быть рекомендовано как юным зрителям, так и тем, кто постарше.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!