Когда едешь из столицы китайской провинции Гуандун, города Гуанчжоу, в небольшой провинциальный городок Фошань… ну, как «небольшой», по китайским меркам, конечно, 7 млн населения всего, так вот: когда едешь по ровной, как зеркало автотрассе, то, конечно, смотришь по сторонам. И на протяжении многих и многих километров на этом пути видишь одно и то же: фабрики, заводы. Тысячи заводов и фабрик. Здесь производят одежду и обувь. Известно, что до 95% всей одежды и обуви в мире производят именно в китайской провинции Гуандун. Еще там производят стройматериалы, бытовую технику, текстиль… И еще там много чего производят. «Маленький» Фошань, например, давно заслужил славу мировой столицы мебели – большинство мировых мебельных брендов производят свою продукцию здесь. А еще ковры, посуду и прочее. Путешествуя по Гуандуну, ты видишь, как растут не по дням, а по часам китайские города – вширь, а не ввысь.
Возвращаясь из Гуандуна, или любой другой китайской провинции, домой, на Дальний Восток, ты долгое время не можешь отделаться от неприятного чувства несправедливости, каждый раз задавая себе один и тот же вопрос:
«Почему у нас – не так?».
Тот, кто хоть раз путешествовал по Китаю, а потом сподобился прочитать «эпохальный» документ, названный «Нацпрограмма по социально – экономическому развитию Дальнего Востока», тот согласится: соседям-китайцам, которые наверняка этот документ тоже читали, скорее всего очень смешно.
Читайте также Минвостокразвития РФ: два министра работу провалили, чего ждать от третьего?
В «Нацпрограмме по развитию ДФО» и слова нет о создании хотя бы одной новой индустрии. Ничего там не говорится и о разработке поселений нового типа, полноценном развитии существующих городов и поселков.
Этот, с позволения сказать, «научный» труд «заточен» на добычу полезных ископаемых, процентов так на 80%, и вывоз их за границу.
Читайте также Минвостокразвития глушит развитие Дальнего Востока по американской указке?
Возьмем хоть Камчатку, рыбный край с его уникальной природой. Сколько разговоров было про развитие рыбной отрасли и туризма в этом регионе. Открываем «Нацпрограмму» - упс: упор сделан на золотодобычу, вреднейшее для экологии, особенно для рыбы, производство. Никаких новых индустрий на Камчатке не запланировано. Туризм, конечно, тоже хотят развивать, но опять криво и косо. Там планируют строить многомиллиардный курорт (ну, куда ж нам без многомиллиардных курортов-то?). При этом ни слова не говорится и создании хоть каких-то новых индустрий. Создатели «Нацпрограммы» думают, что стоит им «вломить» очередные 30-40 млрд рублей в создание очередного «монстра», как на Камчатку хлынут миллионы туристов и повезут туда тонны денег. При этом вся Камчатка заросла свалками и аварийным жильем, инфраструктуры там нет никакой от слова совсем. Какой #турист поедет на помойку? Нет, кто-то съездит один раз – на лыжах покататься и на фоне вулкана сфотографироваться. Но таких будет немного. Что турист будет покупать на Камчатке? Что, кроме вулканов, можно там предложить взыскательному взгляду? Уродливый Петропавловск-Камчатский?
То же – на Сахалине. То же – везде.
Почитав «Нацпрограмму», рассчитанную до 2035 года, понимаешь одно: никакого развития Дальнего Востока до 2035 года ждать не стоит. Просто потому, что в «эпохальном» документе не прописано создание производств мебели, одежды, обуви, автомобилей и запчастей к ним, посуды, керамических изделий, и прочего, прочего, прочего…
Дальневосточникам в очередной раз обещано переселить их из бараков послевоенной постройки в новостройки, которые, конечно, будут построены по одному-единственному приниципу: «чтоб подешевле», построить или хотя бы отремонтировать аварийные школы, больницы. Где в эти школы и больницы взять учителей и врачей – не говорится. То, что предлагается – не работает. Никакие подъёмные «аж в целый миллион рублей» не заставят молодого специалиста поехать в глухую деревню, где из всего современного медоборудования у него будут капельница и клизма, а практиковаться он сможет разве что в лечении запоев.
Если почитать «Нацпрограмму», то понимаешь, что в #ДФО до 2035 года нужны будут исключительно рабочие кадры. Это, конечно, очень почетно, но, во-первых, где их взять (#мигранты в помощь, куда ж без них), во-вторых – далеко не каждый человек мечтает стать бульдозеристом или трактористом.
Кстати, если уж говорить о кадрах. Власти еще одной китайской провинции, Хайнань, роскошного острова-курорта, в самый разгар «коронавирусного ада», объявили, что сразу по завершении пандемии готовы принять 30 тыс. иностранных специалистов. Нет, не бульдозеристов или трактористов, но – инженеров, ученых, врачей и квалифицированных медсестер, учителей, специалистов в сфере туризма, и много, много других профессиональных кадров. Это у них называется «Программа развития» - как и у нас на Дальнем Востоке. Иностранных специалистов зовут на #Хайнань (и в другие провинции Китая) не потому, что в Китае мало людей, конечно, нет. А потому, что мозги сегодня – самый главный капитал, единственный, с помощью которого можно развивать экономику. Но создатели дальневосточной «Нацпрограммы» такой капитал не учли. Вот и уезжают «дальневосточные мозги» - молодые, амбициозные, умные. Уезжают в #Китай, в Японию, в Южную Корею и на #Тайвань, во #Вьетнам и другие страны. И карьеры там делают, и зарабатывают хорошо. Дальневосточный учитель английского языка зарабатывает в китайской школе, в среднем, не менее 130 тыс. рублей. При этом работодатель оплачивает ему аренду жилья.
Высококвалифицированный инженер, классный специалист в сфере IT, инженер-строитель, классный технолог зарабатывают намного больше.
В «Нацпрограмме» мы не нашли и намека на создание новых современных поселений. Ну, никто же не воспринимает всерьез «поселки на ДВ-гектарах», да?
В маленьком провинциальном китайском Фошане, гордящемся званием «мировой столицы мебели», проживает 7 млн человек.
Во всем Дальневосточном федеральном округе по состоянию на 1 января 2020 года проживало 8 млн 167,4 тыс. человек. Это – с «новичками», Бурятией и Забайкальем. За 2019 год население ДФО уменьшилось еще на 21,3 тыс. человек.
Вот такая у нас «Нацпрограмма». Без мировых мебельных столиц в провинции. Зато с шахтами, рудниками и лесопилками. Без перемен всё, короче. И без надежд на них.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!