Автор: Анастасия Богорад, Женская Лига РЕК
Сегодня много и пишут говорят о роли женщины в обществе. Снимают кино, спорят, учат, дискутируют. Если вы придете в книжный магазин и захотите прочесть что-то о нас, о женщинах, то скорее всего будете ошеломлены количеством представленных книг:
- Женщина с точки зрения религии
- Женщина с точки зрения мужчины
- Женщина-мать
- Как завоевать мужчину
- Как стать красивой/богатой/счастливой
- Женщина-руководитель
И так далее, и так далее.
Ясно одно: уже давно женщина перестала быть просто хранительницей очага, матерью и женой
Мы изменились за последнюю сотню лет до неузнаваемости, и сегодня нет ни единой области в жизни человека, где вы не встретите одну из нас. Женщины управляют государствами и ведут проповеди в церквях, пишут оперы и снимают кино, творят историю и создают жизнь.
Давайте представим молодую девушку, которая готова шагнуть в этот большой мир, но совсем не понимающая, где ее место. Чтобы вы ей сказали? Как помочь ей стать сильной, умной, найти свой путь, осознать, как строить отношения, как уверенно стоять на своих ногах, как быть независимой?
Ответ прост: книги. Книги о женщинах и книги, написанные для женщин.
«Своя комната» Вирджиния Вульф
Опубликованная в 1929 году книга Вирджинии Вульф «Своя комната» стала одной из первых ярких книг-высказываний на тему женщины в обществе. Эссе Вульф, написанное после того, как она прочитала две лекции на тему «женщины и художественная литература» в Кембриджском университете в 1928 году, исследует проблемы, с которыми женщины сталкивались на протяжении всей своей истории в образовательном, социальном и финансовом плане.
Вульф любила повторять: «У женщины должны быть деньги и собственная комната, если она хочет писать художественную литературу».
Через персонажа Мэри, которая посещает Британский музей, чтобы узнать обо всем, что когда-либо было написано о женщинах, Вульф доказывает, что литература и история — это мужской конструкт, который традиционно маргинализировал женщин. Вульф опровергает широко распространенное мнение о том, что женщины-писатели низшие субъекты, вместо этого относя свое молчание к материальным и социальным обстоятельствам.
Женщинам запрещали посещать школу и университет, женщине было предписано ждать вступления в брак. Жизнь женщины, по мнению общества, должна была быть потрачена исключительно на домашнее хозяйство и воспитание детей.
Представляя, какой жизнью могла бы прожить Джудит Шекспир — блестящая и талантливая сестра Шекспира, — Вульф делает вывод о том, что ей «так препятствовали бы другие люди, так мучали и разрывали бы ее собственные инстинкты, что она наверняка потеряла бы здоровье и рассудок »
В конце своей книги Вирджиния Вульф призывает своих читательниц «писать всевозможные книги, не колеблясь ни на секунду, какими бы тривиальным или фундаментальными ни были темы, на которые вы бы хотели писать»
«Маленькие женщины» Луиза Мэй Олкотт
Роман, вышедший в 1880 году, рассказывает о сестрах Марч, объединенных преданностью друг другу и борьбой за выживание в Новой Англии во время Гражданской войны: талантливый сорванец и будущая писательница Джо, хрупкая Бет, красавица Мэг и романтичная, избалованная Эми. Писательница подробно описывает их переход от периода детства маленьких девочек к становлению взрослых женщин.
Не секрет, что в основе «Маленьких женщин» лежат воспоминания о собственном раннем детстве Олкотт. В то время, как ее отец, свободомыслящий реформатор и аболиционист Бронсон Олкотт, дружил с такими выдающимися писателями-мужчинами, как Эмерсон, Торо и Хоторн, Луиза поддерживала себя и своих сестер «женским трудом», включая шитье, стирку и работу прислуги.
Но вскоре она обнаружила, что может зарабатывать больше денег на писательстве. «Маленькие женщины» принесли ей славу и богатство. В итоге, конечно, получилась далеко не «книга для девочек», которую просил написать ее издатель. Она исследует такие вечные темы, как любовь и смерть, война и мир, конфликт между личными амбициями и семейными обязанностями, столкновение культур между Европой и Америкой.
«Под стеклянным колпаком» Сильвия Платт
Роман впервые был опубликован в январе 1963 года под псевдонимом Виктория Лукас, а затем посмертно под настоящим именем автора. Работа представляет собой слегка завуалированную автобиографию, в которой рассказывается о психическом срыве молодой женщины и ее возможном выздоровлении, а также исследуются социальные ожидания женщин в 1950-е годы.
Плат покончила жизнь самоубийством через месяц после публикации своего романа. Книга вызвала много споров и критики, особенно в нашей стране, но сегодня в Америке эта книга признана классикой литературы XX века.
В произведении рассказывается о девушке Эстер Гринвуд, студентке колледжа, мечтающей стать поэтессой. Она отправляется на летнюю стажировку в качестве приглашенного редактора журнала Ladies ’Day, но ее время в Нью-Йорке не приносит радости, поскольку она борется с проблемами идентичности и социальных норм. Она проходит через множество разочарований и неудач, пытается покончить с собой. В итоге она попадает психиатрическую больницу. Роман заканчивается, казалось бы, возрожденной Эстер, которая предстает перед экзаменационной комиссией, которая решит, может ли она вернуться домой.
За счет своей безжалостной честности, роман читается сегодня как критика социальной политики 1950-х годов. Плат установила четкую связь между осознанием Эстер ограниченных женских ролей, доступных ей, и ее растущим чувством изоляции и паранойи. Противоречивые ожидания, возлагаемые на женщин в отношении сексуальности, материнства и интеллектуальных достижений приводят к тому, что Эстер считает себя разорванной на части. Ее возможное выздоровление зависит от ее способности отвергать доминирующие версии женственности, наполняющие роман.
«Второй пол» Симона де Бовуар
Шедевр Симоны де Бовуар, вышедший в 1949 году, представляет собой мощный анализ западного понятия «женщина» и новаторское исследование неравенства и инаковости. Эта книга была включена Ватиканом в «Индекс запрещенных книг».
Симона де Бовуар исследует пределы женской свободы и разрушает наши глубоко укоренившиеся представления о женственности. «Человек не рождается, а становится женщиной», — говорит автор. Освобождение, утверждает она, влечет за собой изменение традиционных представлений о социальных отношениях между полами и, что особенно важно, в достижении экономической независимости. Сегодня никого не удивишь этим утверждением, но, поверьте, книга не потеряла своей актуальности и по сей день.
«Золотая тетрадь» Дорис Лессинг
Этот экспериментальный роман 1962 года, удостоенный Нобелевской премии по литературе, повествует о том, что в то время было невысказанным, — о женщинах, как о существах с сексуальным желанием.
Героиня романа Анна — писатель, автор одного очень успешного произведения, у нее есть четыре записных книжки. В одной, с черной обложкой, она рассказывает об африканском опыте своих ранних лет. В красном она записывает свою политическую жизнь, свое разочарование в коммунизме. В желтом она пишет роман, в котором героиня переживает часть собственного опыта. А в синем ведет личный дневник. Наконец, Анна решает соединить нити всех четырех книг в золотой тетради. Через призму Анны, писательницы, пытающейся объединить записные книжки своего жизненного опыта и творческой работы в единое целое, Лессинг исследует некрасивую сторону женской жизни с любовью, гневом и грубостью, которая была почти неслыханной для обычного человека.
Самый известный и самый влиятельный роман Лессинг «Золотая тетрадь» сохраняет свою необычайную силу и актуальность спустя десятилетия после его первой публикации.
«Бегущая с волками» Кларисса Пинкола Эстесс
Благодаря тонкому пониманию внутренней жизни женщин, доктор Кларисса Пинкола Эстесс стала одним из самых важных голосов нашего времени в области юнгианской психологии, мифов и женских загадок.
Опираясь на опыт в психоанализе, доктор Эстесс использует мифы и сказки, чтобы проиллюстрировать, как общество систематически подавляет женский дух. Изучая природу архетипа дикой женщины, доктор Эстесс помогает читательницам заново открыть и освободить свою истинную дикую природу. Эта книга о том, как разрешить себе быть женщиной.
«Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса» и «Как хочет женщина. Практическое руководство по науке секса» Эмили Нагоски
Эти книги — исследование того, как устроена женская сексуальность, основанное на научных исследованиях и нейробиологии.
Ключевой урок от Эмили Нагоски заключается в том, что у каждой женщины своя сексуальность, уникальная как отпечаток пальца, и женщины гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем мужчины. И, конечно, женщины очень отличаются от мужчин, и невозможно изучать женскую сущность через призму того, что «у мужчин все устроено вот так, и это правильно».
Этот список можно продолжать, ведь в литературе так много прекрасных женских образов и историй
Есть прекрасные, красивые, сильные женщины во всем известных романах: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Таис Афинская» Ивана Ефремова, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундера и др.
Чтение впечатляющих историй из жизни женщин может творить чудеса с вашим самосознанием. Нет ничего более воодушевляющего, чем читать о том, как кто-то смог изменить ситуацию даже в самые мрачные времена. Это начинает заставлять нас думать, что мы тоже можем добиться чего угодно. Вдохновляющие книги для женщин, написанные женщинами, дают нам всю необходимую мотивацию, чтобы выйти и начать жить той жизнью, которой мы хотим жить.
Ищете ли вы совета по вопросам карьеры, лекарства от разбитого сердца или просто хотите доказательства того, что тяжелый труд окупается, эти книги содержат вдохновляющие противоядия от «я не могу» и «у меня ничего не выйдет».