Жанр фильма ужасов не самый популярный на свете, но, тем не менее, востребованный. Есть много хорроров, ставших большими хитами, но есть и отличные ужасы, которые по каким-то причинам таковыми не стали. Представляю список пяти хороших недооцененных фильмов ужасов, которые стоит посмотреть (или пересмотреть).
Тыквоголовый (Pumpkinhead, 1988)
Вдовец Эд Харли (Лэнс Хенриксенс) живет за городом вместе с маленьким сыном и владеет небольшим магазинчиком. Однажды туда заезжает группа молодых людей, которые приехали на двух машинах, чтобы покататься на кроссовых мотоциклах по пересеченной местности. Выходит так, что сын Харли бежит за своим псом, и один из парней на смерть сбивает его на мотоцикле. В отчаянии и ужасе Эд бежит с мертвым сыном на болото к местной ведьме, которая не может воскресить ребенка, но может помочь отомстить. Для этого Харли нужно выкопать труп на старом кладбище (на тыквенном поле) и принести его ведьме. Взяв кровь отца и сына, ведьма оживляет труп - вызывает в этот мир демона мести, который не остановится, пока погибший сын Харли не будет отомщен. Когда главный герой поймет, чего ему будет стоить эта месть, будет слишком поздно…
«Тыквоголовый» (другой перевод названия «Адская месть») вышел в 88-м году, и стал режиссерским дебютом главного голливудского специалиста по спецэффектам и гриму Стэна Уинстона («Терминатор», «Хищник», «Чужие»). Возможно, по нынешним меркам фильм слега устарел, причем устарел не визуально, а именно сценарно: все это похоже больше на средневековую сказку, чем на киношную историю. Потеряв сына, Эд Харли не обращается в полицию, а едет в местную деревню, чтобы узнать, где живет ведьма (про которую сначала ему никто не хочет ничего рассказывать). Когда-то в детстве Харли сам видел, как Тыквоголовый убил человека, и, в принципе, знал, о чем просит ведьму... С другой стороны, эта поучительная и жуткая история о кровавом возмездии и о том, чем жажда мести может обернуться, наверное, и должна была быть оформлена именно в таком ключе. К тому же «Тыквоголовый» гораздо сложнее, чем может показаться изначально. Помимо жуткого образа самого монстра (даже по нынешним меркам монстр смотрится неплохо), отдельно стоит сказать про актера Лэнса Хенриксена, который сам тщательно продумал свой образ (одежда, дробовик времен Втором мировой и даже вставные зубы, придававшие ему более «деревенский» вид). Сам Хенриксен сказал, что данная роль больше всего привлекла его сценой, где его герою видится, что уже мертвый сын говорит ему: «Что же ты натворил, папа?». Взгляд актера в этот момент нужно видеть.
«Тыквоголовый» - классика жанра фильмов ужасов, которая, к сожалению, не стала большим хитом, но среди фанатов хорроров, это, безусловно, культовое кино. Его можно и нужно рекомендовать всем, кто хочет посмотреть (или пересмотреть) добротный фильм ужасов.
Призрак оперы (The Phantom of the Opera, 1989)
В наши дни в Нью-Йорке молодая оперная певица Кристин Дэй (Джилл Шолен) готовится к прослушиванию и находит в библиотеке старые ноты незаконченной оперы «Торжествующий Дон Жуан» композитора Эрика Дестлера. Когда-то давно Дестлер был известен своей безумной любовью к молодой оперной певице, пропавшей без вести в ночь, когда композитор умер. В полиции считали (но доказательств не было), что Дестлер был еще и серийным убийцей. Кристин забирает ноты и исполняет арию из оперы на прослушивании, во время которого рабочие сцены случайно разбивают зеркало, и главная героиня оказывается на сцене оперы в Лондоне в конце 19-го века. Как раз там, в это же время живет Эрик Дестлер, он же призрак оперы, который когда-то продал душу дьяволу за то, чтобы его музыку публика любила вечно…
Эта лента - яркая экранизация одноименного романа Гастона Леру (не путать с мюзиклом Эндрю Ллойда Уэббера). Данный фильм достаточно вольно трактует роман, но это его нисколько не портит. В главной роли Дестлера с обезображенным лицом (дьявол выполнил свою часть сделки, но испортил композитору лицо) выступил Роберт Инглунд, которому было не привыкать прятать лицо под тонной грима (его главная роль - Фредди Крюгер - известно из какого фильма). По какой-то причине этот «Призрак оперы» не стал очень успешным фильмом, что странно: ведь это, действительно, мощный, красивый и крепкий фильм ужасов. Причем здесь, кажется, соблюдены все основные «требования», которые зритель мог бы предъявить к подобной экранизации: отличный, продуманный образ призрака оперы со своей грустной историей. Дестлер одновременно и великий композитор, и жестокий убийца, зацикленный на своей любви к юной оперной певице. Картина сделана красиво, изобретательно и местами жутковато. Кровавые жестокие убийства, красивые декорации и костюмы, великолепный грим призрака и, конечно, неповторимая прекрасная музыка, на мой взгляд, ничем не уступающая известному на весь мир мюзиклу Уэббера. Если по какой-то причине, вы пропустили этого «Призрака оперы», вам сюда.
Бабадук (The Babadook, 2014)
Семь лет назад беременная Амелия ехала рожать в роддом, но попала в аварию. Муж погиб, но родился сын, Сэмюэль. Теперь они живут вдвоем в большом доме, Амелия работает в доме для престарелых, а Сэмюэль ходит в школу. Проблема в том, что сын - проблемный ребенок и всего боится. Например, он верит в монстров, которые якобы прячутся в доме. Однажды он находит на полке детскую книгу под названием «Мистер Бабадук», которая недвусмысленно намекает на то, что монстр по имени Бабадук явится в дом. Очень скоро Амелия поймет, что содержание книги реально, а страхи сына вполне обоснованы…
«Бабадук» - дебютный фильм австралийки Дженнифер Кент. Вряд ли эту картину можно назвать неуспешной с коммерческой точки зрения: сборы превысили бюджет в пять раз. Для ценителей хорроров этот фильм, безусловно, стал событием, а, например, Уильям Фридкин (режиссер «Изгоняющего дьявола») назвал «Бабадука» самым страшным фильмом из всех, что он видел. Тем не менее, многие про эту ленту даже не слышали, и очень зря. Это отличный пример того, как за очень небольшие деньги можно сделать по-настоящему крепкий фильм. Думаю, вряд ли найдутся люди, у которых в детстве не было никаких страхов. Режиссер Кент уверенно воспользовалась этой темой, совместив ее с семейной драмой, и получив на выходе страшное, неглупое и эмоциональное кино. Браво!
Сомния (Before I Wake, 2016)
Муж с женой (Томас Джейн и Кейт Босворт) теряют сына из-за несчастного случая. Спустя некоторое время они решают взять из приюта восьмилетнего мальчика по имени Коди. Поначалу все идет хорошо, но, оказывается, мальчик регулярно пьет стимуляторы и энергетики, так как очень боится засыпать. И на то есть свои причины: в какой-то момент выясняется, что, когда Коди спит, его сны оживают. И хорошо, если это красивые сны, но, как известно, людям иногда снятся и кошмары…
Режиссер фильма Майк Флэнеган один из главных современных специалистов по фильмам ужасов. Среди его работ неплохой хоррор «Окулус», триллер «Тишина» и две крепких экранизации Стивена Кинга «Игра Джеральда» и «Доктор Сон». Но именно картина «Сомния» выделяется из фильмографии режиссера, так как это не просто фильм ужасов, это скорее драматическая, грустная и вместе с тем жуткая история, которая, кажется, тронет любого зрителя. Сам Флэнеган неоднократно говорил, что это не фильм ужасов, а «сказка» или «драма с элементами сверхъестественного». Когда сны мальчика Коди начинают оживать, сперва они являют в реальный мир прекрасных бабочек, но потом, кое-что пострашнее… Окажется, что больше всего на свете Коди боится некого Кракмана. Кто это, и почему он является во снах к мальчику – главная загадка фильма. И здесь можно сказать, что кино чем-то похоже на ленты в духе Шьямалана с непременным сюжетным твистом в конце, раскрывать который бы преступлением. В общем, «Сомния» - образец сильного, интересного, страшного и в то же время трогательного фильма, который обязателен к просмотру.
Истории призраков (Ghost Stories, 2017)
Профессор Гудман (Энди Найман) всю жизнь занимается тем, что выводит на чистую воду экстрасенсов – мошенников, доказывая, что всему есть рациональное объяснение. Однажды он берется за три новых дела, собственно «Истории призраков» - это и есть три расследования. История про сторожа заброшенной психбольницы, который ночью сталкивается с необъяснимым. История про подростка, который застрял на машине ночью в лесу, и увидел то, чего быть не может. История про богатого типа (Мартин Фриман), у которого дома стали твориться страшные вещи, в то время, как его жена лежала в роддоме. И все же главное – это история самого профессора Гудмана, которая объединяет эти три новеллы.
«Истории призраков» - экранизация успешного в Англии спектакля, который когда-то даже побывал в Москве. Спустя несколько лет авторы пьесы Энди Найман и Джереми Дайсон решили снять одноименный фильм, но в коммерческом плане повторить успех театральной постановки не получилось. А жаль. Это, безусловно, один из лучших и самых недооцененных фильмов ужасов последних лет. Возможно, картина сделана немного старомодно, и сами новеллы покажутся чем-то, что зритель уже много раз мог видеть. Но это лишь первое впечатление, которое, разумеется, окажется обманчивым, как и обманы, которые разоблачает главный герой фильма. Почему люди так охотно ведутся на жульничество мнимых экстрасенсов? Профессор даже дал название этому явлению - «экзистенциальный ужас» (человек так боится, что после смерти ничего нет, что готов поверить во все, что даст ему надежду на обратное). Слоган «Историй призраков» гласит: «Нужно быть очень осторожным с тем, во что ты веришь». Собственно, об этом и весь фильм. И чтобы обойтись без спойлеров, стоит лишь добавить, что финал здесь, конечно же, неожиданный и мощный. Must see.
Читайте также "5 лучших фильмов про зомби"
Читайте также "5 недооцененных боевиков, которые вы могли пропустить"
Читайте также "5 недооцененных боевиков, которые вы могли пропустить. Часть 2"
Читайте также "5 лучших боевиков Ван Дамма"
Читайте также "5 лучших фильмов Мела Гибсона"
Читайте также "5 лучших фильмов Микки Рурка"