Найти в Дзене
Azot

Как создатели GTA заимствовали идеи

Оглавление

Принято полагать, что компания Rockstar Games является истинным новатором в сфере разработки игр. Благодаря их стараниям появился даже целый игровой жанр, именуемый как гта-клоны. Под термином гта-клоны сегодня понимается почти любой экшн в открытом мире с наличием миссий и возможностью угона авто.

Вот только, по-моему мнению, применение этого термина не совсем корректно. Да, большинство создателей ГТА-клонов заимствуют множество геймплейных фишек из знаменитой серии от Rockstar, но и те в свою очередь частенько не прочь подрезать интересную идею у своих конкурентов. В этой статье мы поговорим про 10 случаев заимствований со стороны Rockstar Games.

1. Уход от полиции

Scarface: The World is Yours (2006).
Scarface: The World is Yours (2006).

В далёком 2006 году состоялся релиз весьма неплохого гта-клона под именем Scarface: The World is Yours. По своей стилистике эта игра была крайне похожа на Vice City, а потому к ней приклеился ярлык неудачной пародии на GTA.

Вот только была у Scarface одна очень любопытная фишка. Когда главный герой этой игры совершал какие-либо преступления, на радаре сразу же появлялась зона полицейского преследования. При удачной попытке удрать из этой зоны погоня за игроком вскоре прекращалась.

Система погони в Scarface: The World is Yours.
Система погони в Scarface: The World is Yours.
Система погони в GTA 4.
Система погони в GTA 4.

Как вы уже догадались, двумя годами позже Rockstar нагло подрезали эту идею в одной из своих будущих игр. ГТА 4 появилась на полках лишь в 2008, и в ней система полицейского преследования была почти идентичная. Напомню, что Scarface вышел в 2006, на два года раньше четвёртой GTA.

Захват и развитие бизнеса

Захват бизнеса в Scarface: The World is Yours.
Захват бизнеса в Scarface: The World is Yours.

По мимо системы погони одной из главных фишей Scarface: The World is Yours была система владения бизнесом. Главный герой Scarface мог находить в открытом мире преступные предприятия, завоёвывать их и постепенно развивать, выполняя задания для бизнеса. Нередко в игре происходили и вражеские атаки на предприятия, которые следовало вовремя отбивать.

Захват бизнеса в GTA VCS.
Захват бизнеса в GTA VCS.

По видимости, Rockstar Games не могли пройти мимо столь занимательной системы. В GTA Vice City Stories, вышедшей в том же году, имелась точно такая же система!

Карта бизнесов в Scarface.
Карта бизнесов в Scarface.

Если вы играли и в Vice City Stories, и в Scarface, то вероятно, понимаете, о чём я говорю. В обоих играх игрок должен самостоятельно найти предприятие в открытом мире, начать его атаку, устранить всех врагов и завладеть собственностью. Даже система обороны бизнеса в VCS реализована совершенно аналогично.

Онлайн режим

Первые мультиплееры для Grand Theft Auto стали появляться ещё 15 лет назад. В том же самом злополучном 2006 году обычные фанаты серии GTA создали сразу 2 крупных онлайн-дополнения для San Andreas: MTA и SAMP.

Мультиплеер МТА.
Мультиплеер МТА.

Напомню, что Rockstar Games создали мультиплеер только лишь спустя 2 года. Причём это был крайне примитивный онлайн режим с парой-тройкой режимов, когда как фанатские мультиплееры ещё в те годы предлагали куда более занимательный экспириенс.

Официальный мультиплеер GTA 4.
Официальный мультиплеер GTA 4.

Разрыв этот сохраняется и по сей день. Любительские проекты, созданные руками обычных фанатов превосходят оригинальную GTA Online по целому ряду значимых аналогов.

Преследования

Игра The Simpsons: Hit & Run.
Игра The Simpsons: Hit & Run.

В начале ролика я уже дважды упоминал прекрасную игру Scarface: The World is Yours. Её созданием занималась студия Radical Entertainment, у которой Rockstar неоднократно заискивали интересные фишки.

В 2003 году Radical Entertainment выпускали другой небезызвестный ГТА-клон под названием The Simpsons: Hit & Run. По мимо открытого мира и возможности брать любое авто эту игру с GTA почти ничего не роднит, однако вот GTA в последствия унаследовала целый ряд интересных фишей из Симпсонов. Самой заметной из них, пожалуй, являются миссии с преследованием.

Задание с преследованием в GTA 4.
Задание с преследованием в GTA 4.

Все вы помните эти надоедливые задания, где главному герою приходилось осторожно наблюдать за каким-либо персонажем.

Я могу ошибаться, но кажется, подобные миссии стали появляться лишь начиная с GTA San Andreas. В The Simpsons: Hit & Run же имелась масса подобных квестов. При том, что Симпсоны вышли городом раньше.

Вид от 3-го лица

GTA 1.
GTA 1.

В настоящее время в это сложно поверить, но когда-то игры GTA создавались с видом сверху. Это было в самом конце 90-х, ещё во времена актуальности первой PlayStation.

Спустя 2 года после релиза первой ГТАшки на той же платформе у серии появился очень серьезный конкурент. Игровая серия Driver так же имела большой открытый мир и несколько схожий геймплей. Вот только, в отличии от GTA, эта игра ещё на старушке PS1 имела полноценный вид от третьего лица. Напомню, что GTA вплоть до 2001 года выпускали исключительно с видом сверху.

Геймплей игры Driver 2.
Геймплей игры Driver 2.

Вы можете сказать, что всё это притянуто за уши, что появление вида 3-го в ГТА 3 не было таким уж оригинальным решением. Но всё же, учитывая всё произошёдшее позже, заимствование идей Рокстаровцами становится очевидно. Говоря в кратце, Рокстар и в GTA 3, и в Vice City постоянно стебали серию Драйвер, а те в свою очередь отвечали тем же. Началось это именно с перехода GTA в полное 3d.

6. Наличие нескольких городов

Карта одного из городов Driver 3.
Карта одного из городов Driver 3.

Раз уж я упомянул про серию Driver, нельзя пройти мимо и другого взятого из той серии элемента. Начиная самой первой части, действия тех игр всегда протекали в нескольких городах. Это позволяло значительно разнообразить процесс прохождения сюжета и поделить его на несколько ключевых этапов.

Карта GTA SA.
Карта GTA SA.

Само собой, Рокстар эту идею "адаптировали" с выпуском GTA San Andreas. Как вы помните, действия этой игры так же разворачивались в трёх городах, доступ к которым открывался постепенно, прямого как в серии Driver. Учитывая тогдашнюю войну Rockstar с этой серией, подобное навряд ли является простым совпадением.

7. Суперспособности

Суперспособность Майкла из GTA 5.
Суперспособность Майкла из GTA 5.

По моему мнению, одним из самых спорных моментов в GTA 5 является наличие суперспособностей у главных персонажей. Сейчас разговор вовсе не о том, что этот элемент был лишним, а том, что он был взят из популярной когда-то Total Overdose. Это ещё один шикарный гта-клон, вышедший в 2005. Если вы ничего не слышали об этой игре, то настоятельно рекомендую с ней ознакомиться.

-16

Главный герой Total Overdose, как вы уже догадались, тоже имел суперспособности, многие из которых очень похожи на навыки героев из GTA 5.

8. Карма главного героя

Геймплей True Crime: Streets of LA.
Геймплей True Crime: Streets of LA.

По мимо серии Driver, о которой я уже упоминал, существовал у GTA и ещё один надоедливый враг. Это была серия True Crime, имевшая относительную популярность в первой половине нулевых. Кстати, в том ролике о конкурентах GTA я так же упоминал об их терках с Rockstar Games.

Red Dead  Redemption 2.
Red Dead Redemption 2.

Аж 2017 году Рокстар вспомнили про существование True Crime и почти в точности скопировали систему кармы из True Crime: Streets of LA. В Red Dead Redemption 2 это называлась честью.

9. Игра Gun

Игра Gun.
Игра Gun.

Есть подозрения, идеей для самой серии Red Dead Redemption стало существование игры Gun. Это такой вестерн в открытом мире, вышедший в 2005 году почти на пк и всех актуальных тогда консолях, включая PSP и Nintendo Gamecube. К слову, это весьма неплохая игра, в которую сегодня без проблем поиграть на телефонах через эмулятор, на пк в стим или же на всех существующих иксбоксах.

10. Портирование GTA на мобильные платформы

Запуск старой мобильной игры.
Запуск старой мобильной игры.

Ровно 10 лет мобильные игры совершили очень большой рывок и во многом догнали шестое поколение игровых консолей. Каждый, заставший то время, помнит появление первых на телефонах серий шутеров, первые симуляторы, платформеры. В том числе на Android успела появиться и своя серия GTA. Французская студия с завидной регулярностью клепала новые игры Драйвер, чем в общем-то занимается до сих пор.

Gangstar: Miami Vindication  (2010)
Gangstar: Miami Vindication (2010)

Более чем вероятно, что наблюдая именно за их успехом, Rockstar Games в какой-то принялись портировать свою классику для мобильных платформ. Если бы этот факт, игры ГТА сегодня навряд ли бы имели столь широкую популярность среди моих юных подписчиков.

GTA SA на смартфоне.
GTA SA на смартфоне.

Чат с подписчиками

Не забывай ставить лайк и подписываться на мой канал в Яндекс Дзен, дабы не пропускать новые статьи об играх серии GTA.