Найти в Дзене
Chess-News Шахматы

О чём ещё говорят мужчины

23.02.2017

Борис Херсон

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Позвольте представиться: Борис Херсон, профессор, доктор психологических наук, поэт, писатель, литературный критик, преподаватель факультативных шахмат в 57-й школе г. Москвы, читатель сайта Chess-News с многолетним стажем. Публикуюсь на шахматных форумах, завсегдатаям оных я известен под ником "Генерал Власов". В своих форумных работах не раз громил корифеев шахматной журналистики и литературы, ловя их на невнимательности в датах, именах, статистике и т.д., не говоря о чисто шахматных примечаниях, дыры в которых ещё латать и латать.

Но в этот раз моё внимание привлекла статья уважаемого Мурада Кажгалеева "Шахматистки", поскольку она больше относится к моей основной специальности. Мой интерес моментально поднялся: здесь уже не обойтись одним фактчекингом, не отсидеться кабинетной крысой, - здесь требуется профессиональный комментарий знатока женского пола.

Молодой гроссмейстер сделал достойную попытку разобраться в том, кто же такая Шахматистка, но в своём исследовании, увы, проскользил по поверхности, так и не изведав глубин океана Лизы.

Автор ограничивается своими представлениями о "шахматистке", не выходя за рамки "женских шахмат". Не затрагивает психологию - важнейший аспект гипотетического влияния на результат; оставляет в стороне физиологию, в определённые дни выносящую приговор психологии. Не рассматривает тему аффилиации, без которой осознание поведения шахматисток в командных турнирах остаётся неполным. Наконец, не упоминает лимбическую систему, которая чаще всего и объясняет те или иные поступки шахматисток. Проще говоря, статье не хватает автора-этолога.

Стоит отметить, что Кажгалеев весьма грамотно расставил флажки недосказанности: такие фразы, как "Они почти всегда перевозбуждены", "Я буду стараться" или "Это было незабываемо" оставляют читателя, как и положено, в задумчивости.

Однако позволю себе поднять тему, к которой автор даже не приблизился: "когда женщина играет с мужчиной". А ведь соседство М и Ж встречается сплошь и рядом. Сразу поборим в себе опасный инстинкт опустить дискуссию на уровень фразеологизмов типа "овладеть опорным пунктом", "взять на проходе" и прочих - оставим эти упражнения в остроумии бездельникам в чатах. Тема куда более серьёзная, чем может показаться.

Выходя на партию, женщина испытывает потребность себя продемонстрировать. Игровая зона превращается в театральные подмостки. Вроде бы пришла просто поиграть в шахматы, но за доской она сама, либо вместе с партнёром (соперником) разыгрывает некое театральное действо. Одна из главных проблем шахматистки во время партии - она не может интуитивно определиться со своей потребностью - хочет она добиться доминантного статуса или подчиниться. Важно в эти часы отрефлексировать свой внутренний мир. Кому удаётся это сделать, те чувствуют себя в цейтнотах гораздо более уверенно.

Есть и другая составляющая успеха, ещё более непростая для понимания. Известен феномен некрасивой женщины, которая обладает неким магическим притяжением для мужчин. Но также существует и феномен слабой, неправильно играющей шахматистки, которая при этом обладает способностью держать относительно высокий рейтинг или даже завоёвывать громкие титулы. Не один ли и тот же это феномен, дорогие мои?

"Сегодня они играют на первенство мира в хиджабах..." - замечает Кажгалеев, но обрывает мысль на самом интересном. Дело в том, что если нет материального субстрата, то ни о каких психологических проблемах говорить не приходится. У каждой из шахматисток есть амигдалярный центр, который вызывает агрессию. У одной он может быть в пять раз меньше, чем у другой - и это не патология, а нормальная человеческая изменчивость. Мы можем сколько угодно изучать женщину, но если её амигдалярный центр сильно отличается от того, что у соперницы или соперника, ценность анализа сводится к нулю. А ведь ещё Ананд выявил, что при разрушении задних отделов миндалины расстраивается дискриминаторный аппетит.

-2

В женских шахматах биологические законы превалируют над шахматными правилами - вот основное, что надо понимать, рассматривая Шахматистку с той или иной стороны. Женщины с прекрасными тактико-техническими характеристиками не всегда оказываются наверху, ибо варианты, что они просчитывают во время партии, сродни гинекологическому древу. "Они никогда не скажут, о чём думают" - здесь Кажгалеев тысячу раз прав.

Но самая обидная пробуксовка случилась с выводом: "Чем сильнее шахматистка, тем больше она похожа на шахматиста".

Это тот случай, когда недосказанность вредит. Необходимо выразиться прямо и беспощадно: "Чем сильнее шахматистка, тем меньше она похожа на женщину".

Разумеется, у всякого правила есть исключения, их можно найти и среди сильных шахматисток. Но в целом это важнейшая мысль, которую необходимо помнить и самим шахматисткам, и их тренерам. В особенности - тем, кто относится к своим ученицам с... [назовём это] симпатией. А такие случаи, - когда тренеры испытывают к своим ученицам [назовём это] симпатию, - есть, они широко известны в нашем узком шахматном кругу. С точки зрения науки, это есть не что иное, как сублимация. Так вот, тренерам не стоит забывать об опасности: усиливая Шахматистку, можно потерять Женщину. Вывод напрашивается сам собой: чем впихивать в её лимбическую систему груду дебютов, не лучше ли почаще заниматься окончаниями?

-3

Я постарался изложить свои мысли максимально доступно, и надеюсь, вам мой диагноз пришёлся по вкусу. Если понравилось, я готов и дальше анализировать - и не только по-научному! Шахматного опыта тоже хватает: помимо школьного преподавания, я много лет практикую частные уроки. Какие только ученицы не прошли через руки автора этих строк - от старшеклассниц до более чем бальзаковского возраста, - и поверьте, ни одна из них не осталась недовольной.

* * *

Спасибо за уделённое время. Если понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.