Найти в Дзене

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ИЛ-2

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ИЛ-2
25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 из 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе-2 при поддержке истребителей вылетели на боевое задание.
Советские штурмовики и бомбардировщики имели боевую задачу: «атаковать финский аэродром Луостари, где размещались авиационные подразделения 5-го Воздушного флота Люфтваффе (эскадра «Айсмеер»),

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ИЛ-2

25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 из 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе-2 при поддержке истребителей вылетели на боевое задание.

Советские штурмовики и бомбардировщики имели боевую задачу: «атаковать финский аэродром Луостари, где размещались авиационные подразделения 5-го Воздушного флота Люфтваффе (эскадра «Айсмеер»), которые вели бои в небе над Мурманском».

Сама атака на аэродром оказалась удачной, на земле было уничтожено 10 германских самолётов, при этом удалось подавить 6 точек ПВО противника, на земле наблюдалось 26 очагов пожара.

Однако, расположенные в этом районе силы люфтваффе смогли поднять в воздух 25 истребителей Messerschmitt Bf.109. В небе разгорелся серьёзный воздушный бой.

В ходе этого боя 20-мм снаряд немецкой пушки с истребителя Messerschmitt Bf.109 поразил ИЛ-2 пилотируемый младшим лейтенаньтом Валентином Скопинцевым. Для Скопинцева это был всего лишь третий боевой вылет, а у его стрелка Владимира Гуменного второй.

Снаряд пробил броню штурмовика и попал в генератор. Самолет был обесточен, пилот не мог управлять вооружением, кроме того имелись повреждения хвостового оперения и ему ничего не оставалось делать, как возвращаться на базу. До родного аэродрома Ваенга-2 штурмовик не дотянул. Двигатель заглох, шасси не выпускались. Пришлось совершать аварийную посадку на лёд озера Кривое. Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины потерявшего сознание воздушного стрелка Владимира Гуменного и понес его на себе к берегу. Младший лейтенант более 3-х километров нес его на плечах к своим. После госпиталя они воевали вместе до конца войны.

Еще не крепко ставший ноябрьский лед долго не смог держать 4-тонную машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду.

Уже в наше время этот самолёт был найден. В июне 2012 года штурмовик был поднят со дна озера и отправлен на реставрацию, где был полностью восстановлен. Штурмовик летчика Валентина Скопинцева - сегодня единственный летающий ИЛ-2 в России.