Людовик XVI знал, что сидение в революционном Париже добром не кончится. Он решил сбежать, устроив маскарад с переодеванием. План сорвался в последний момент.
Мария-Антуанетта уговаривала мужа бежать из Франции, но он упорно отказывался, опасаясь своим бегством дать повод для гражданской войны… Но затем Людовик всё-таки решился. Он стал всерьез опасаться за жизни жены и детей. Начал осуществляться план побега, составленный шведским дворянином Хансом Акселем фон Ферзеном, которого молва называла любовником королевы.
Русская баронесса Корф обратилась к парижским властям с просьбой выдать ей новый паспорт взамен сгоревшего. Получив документ, баронесса срочно уехала в Германию, используя целый и невредимый старый паспорт. Свежий дубликат она передала фон Ферзену.
Легенда была такой: русская баронесса Корф с дочерьми и слугами возвращается домой. Баронессу изображала воспитательница королевских детей герцогиня де Турзель. Маленького дофина переодели девочкой. Роли служанок баронессы играли Мария-Антуанетта и сестра короля мадам Элизабет. Сам Людовик XVI нарядился в ливрею лакея. Пришлось воспользоваться тяжелым неповоротливым экипажем, запряженным шестеркой лошадей, который тронулся в путь в ночь на 21 июня 1791 года.
Охрану Тюильри и стражу парижских ворот удалось обмануть. В дороге сломалась ось. Пока её меняли, беглецы сильно отстали от намеченного графика. В довершение неудач в городке Сен-Менегу местному почтмейстеру Жану-Батисту Друэ показалось странно знакомым лицо лакея русской аристократки.
Почтмейстер вскочил в седло, погнался за каретой и, доскакав до Варена, поднял там тревогу. С помощью посетителей кабачка «Золотая рука» карету остановили, мост перегородили баррикадой, подкатили к ней пушки. Всех беглецов арестовали. Их под конвоем вернули в Париж, где условия содержания заметно ужесточились.