Найти тему
zorkinadventures

Встретила в Таджикистане счастливую русскую женщину, которая стала местной цыганкой и вышла замуж. Здесь все ее уважают

Продолжение рассказов фотографа Марины Маковецкой из Таджикистана. Жаль, что (по непонятной мне причине) истории из этой прекрасной страны почему-то натыкаются на злость читателей Дзена. Надеюсь, что среди них все же есть люди, которым искренне интересно, что происходит за границей нашей страны, в других мирах. А сейчас: рассказ Марины про русскую женщину, которую она встретила в селе Абдулобад, где живет множество среднеазиатских цыган – джуги.

Яркие росписи на стенах скромных домов в Абдулобаде – то, что осталось от цыганской традиции украшать жилище. В главном элементе орнамента, лилии, просмат-ривается индийский «след». Рядом с одним из таких домов за невысокой калиткой спрятался домишко русской женщины Тамары и ее мужа-мугата Муродали. Русских женщин, вышедших замуж за таджиков, я уже встречала, но чтобы «наша» женщина по доброй воле стала цыганкой – такое видела впервые.

 Русская женщина Тамара, сменившая ради семьи веру, и ее муж Муродали у развалин дома после схода селя на Абдулобад.
Русская женщина Тамара, сменившая ради семьи веру, и ее муж Муродали у развалин дома после схода селя на Абдулобад.

Как это случилось? Женщина, похоже, не захотела говорить правду – значит, на то есть причины. Одно я поняла: жизнь ее никогда не была сладкой. Родом Тамара из Челябинской области, выросла в детдоме, родителей не знает. В Таджикистан приехала в поисках лучшей доли, но вереница неудач привела ее в дом Муродали.

– Если бы он не подал мне руку помощи, когда я так нуждалась, даже не знаю, что бы со мной сталось, где бы я сейчас была. Одна, без родных и друзей...

Тамара и Муродали уже больше сорока лет вместе. У них взрослая дочь Умеда и четыре внука.

– Ислам приняла после рождения дочери, благодарила Бога, что послал-таки мне желанного ребенка. А платье таджикское надела сразу. В те времена одежда продавалась в магазинах, и в моде были платья с воротником апаш. Смотри, какими мы были в 1977 году! – женщина достает из сундука фотографию. Светящимися то ли от молодости, то ли от счастья глазами со снимка на меня смотрит супружеская пара в ярких ретушированных нарядах. В мужчине легко угадываю Муродали, но никак не могу признать сегодняшнюю Тамару в красотке в белой косынке на черных волосах.

Соседи и родственники мужа очень уважают эту маленькую, высохшую от времени, труда и мусульманских постов женщину.

– Меня и в кишлаках по-особому принимают: пускают в дом, за дастархан сажусь. Да, хожу с сумой, как остальные женщины. А что делать? Не хочу вспоминать нашу пословицу о волках – сама знаешь. Скажу так: с цыганом жить – цыганкой быть.

Почти все, что есть сегодня в доме Тамары и Муродали – продукты, одежда, постельные принадлежности, – подаяние таджиков. Самые доходные сезоны – большие мусульманские праздники Курбан-Байрам и окончание священного месяца Рамазан. Абдулобад на это время вымирает. За три дня каждого из праздников Тамара может принести домой 100–150 сомони – этого хватит семье на месяц и даже больше.

Продолжение следует! Здесь еще – большой репортаж Марины Маковецкой про весну в Таджикистане. А тут ее фейсбук, подписывайтесь!

Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.