Само название новой книги популярного в России норвежского писателя Ю Несбе – «Королевство» - мало о чем говорит потенциальному читателю. Зато анонс, расположенный на обложке книги чуть ниже, выглядит куда как привлекательней: «Два брата. Одна кровь. Слишком много тайн». Понятно, что желание прочесть новое творение мрачного таланта норвежских гор и пороков возникает само по себе. Такова уж репутация данного автора, автора «Охотников за головами» и детективного цикла о Харри Холе. Анонс просто «кричал» о необходимости погрузиться в мир тайн и страстей, не говоря уже о кровопролитии.
Несбе в очередной раз устроил этакий перевертыш смыслов. Если в «Макбете» он рассказал ретроисторию а-ля шекспировский «Макбет», то нынче он разыграл вполне себе детективную историю в духе аналитической композиции своего земляка Генриха Ибсена (см. пьесу «Привидения»), когда страшные тайны прошлого предопределяют роковое течение событий в настоящем. А название нового романа, скорее, ироничная маскировка реальности суровой норвежской провинции, где люди живут так тесно, что, во-первых, все друг про друга знают. А, во-вторых, редко выбираются за пределы очерченного повседневной действительностью круга жизни. Королевством же отец двух братьев Опгард называл их пастбища и землянные наделы.
Один из братьев, Карл, исчезает из этой деревушки задолго до старта повествования с тем, чтобы спустя 15 лет появится на родине. Но не один, а с женой Шеннон, уроженкой Барбадоса и архитектором по совместительству. Его явление становится отправной точкой сюжета и стартом поселка к новой жизни – строительству высокогорного спа-отеля. Как раз по проекту той самой Шеннон. Собственно, это и могло бы стать фабулой романа, если бы его автором был бы другой писатель, но никак не Ю Несбе. Он-то и превратил очерк нравов норвежской «глубинки» в запутанную историю отношений не только двух братьев и их семьи, но и всех жителей поселка, которых он вывел на страницы романа.
Повествование ведется от лица старшего брата Роя, воистинну рыцаря семейных ценностей и сторонника кровных уз. Но в том-то и весь парадокс нового текста Ю Несбе, что эти самые узы и ценности он подвергает такому жесткому и даже жестокому тесту, что не всякий читатель сможет этот выдержать. И дело даже не в той череде несчастных случаев, спланированных актах мести и элементарного физического и сексуального насилия. К этому поклонники норвежского автора в принципе уже привыкли и, чего греха таить, порою и сами ожидают от него нечто подобное в любом новом его сочинении. А в том, как вещи и ситуации экстраординарные Несбе описывает, и какие мысли и чувства вкладывает в сознание двух братьев. И, прежде всего, в мозги и душу работяги Роя. Он-то и оказывается из всех персонажей самым порядочным и самым прагматичным, отстаивая то, во что он верит до поры до времени. И в чем начинает сомневаться по мере развития ситуации и вокруг отеля, и вокруг прошлого, и в настоящем, оказываясь в центре любовного треугольника с Шеннон и Карлом.
Если пересказать простыми словами то, что творит Рой, то тень Родиона Романовича невольно встает за спиной этого невероятного персонажа, творящего аморальные дела за гранью закона и добра во имя справедливости. Таких «ловушек» по тексту романа автор расставляет предостаточно, не преминув почти в открытую намекнуть на ветхозаветную историю про двух братьев. Только вот право раздать имена Рою и Карлу он оставляет за читателем, ибо в сюжетной конструкции «Королевства» все так перемешано и запутано, что читатель просто-напросто может не угадать того, что ждет его на следующих страницах. Как никто не может понять: почему Козий поворот на горной дороге становится местом гибели не одного легкового автомобиля.
Интерпретация вечного сюжета о братстве крови и о предательстве нынче представлена читателям во всем блеске таланта Ю Несбе, который покинул пределы прежних циклов и сюжетов, обративших к анализу того, что мы в просторечии именуем семейными ценностями. Но вот в чем парадокс. К печали многих, в том числе и читателей «Королевства», даже если какой-то человек является твоим братом или дядей, то это вовсе не означает, что ты можешь назвать его «близким родственником». «Родственником», может быть. И только. Наверное, что-то есть роковое и неизбежное в том, что люди бывают связаны по факту рождения и братству крови, но никак не по духу и смыслу реальных близких отношений.
Такова жизнь. И с этим ничего нельзя поделать. С этим просто надо примириться и жить дальше. Даже если все твои планы летят в тартары, как в горную пропасть, а близкие тебе люди либо уходят из жизни, либо пользуются тобою в своих эгоистичных целях, не испытывая при этом особых мук совести. Что же касается кровавых тайн прошлого, то их в новом романе предостаточно, чтобы удержать читательское внимание от начала до конца.
Сергей Ильченко