Найти в Дзене
Coffee Break Art

Голубой или розовый?

Оглавление

Пабло Пикассо начал рисовать ещё в детстве, а хорошо рисовать он стал уже к 8 годам. Его гений хорошо известен каждому, но разнообразие его работ порой может смутить начинающего любителя искусств. Настало время поставить точку всем недоразумениям и разобраться в эволюции творчества испанского художника!

Голубой период.

В 19 лет, после окончания школы искусств и Королевской академии в Мадриде, Пабло Пикассо переезжает в Париж. Он бедствует и страдает от депрессии после самоубийства друга. Картины пропитаны отчаянием.

Преобладают голубые тона, темы одиночества, печали и смерти. Главными героями картин становятся алкоголики, матери-одиночки и их беспомощные дети.

Розовый период.

В 1904 "Девочка на шаре" знаменует новый этап в жизни и творчестве художника. Пикассо знакомится со своей будущей музой и любовницей Фернандой Оливье, начинает усердно работать и выбираться из нищеты.

Розовый период можно сравнить с приходом весны - холодные тона уступают место тепло-бежевым и нежно-розовым. Он рисует бродячих артистов, акробатов и клоунов. И хоть чувства одиночества и обреченности сохраняются, ракурс восприятия меняется. Появляется надежда.

Африканский период.

Знакомство с архаическим искусством Африки подготовило почву для перехода к кубизму. Простота и четкость древних скульптур и масок, наполненных энергией и экспрессией, восхитили художника и завладели его воображением в период с 1907 по 1908 год. Обратить внимание можно и на песочного цвета краски, напоминающие о жарким пустынях.

Кубизм.

Инициативу Поля Сезанна рассматривать реальность как сочетание простых геометрических фигур Пабло Пикассо воспринял слишком буквально. С появлением фотокамер задачей художника стало не запечатление пространства, а его де-конструкция.

На картинах этого периода доминируют музыкальные инструменты, натюрморты с бутылками и трубками. "Кубическая тайнопись" - так называют таинственные обрывки адресов, имен и телефонных номеров на полотнах, выполненных с помощью техники коллажа. Коричневые, голубые и зеленые хоть и встречаются чаще всего, Пикассо не боится экспериментировать с цветами, фактурами и паттернами.

Неоклассицизм.

Балеты Дягилева оказали огромное влияние на развитие искусства во всем мире, и особенно в творческом мире Пикассо. Он работает над сценарием и сценографией сюрреалистического балета "Парад", берет в жены балерину Ольгу Хохлову и возвращается к реализму.

Но даже сконцентрировавшись на портретах жены и маленького сына, он не забывает порой выполнять картины в ставших привычными направлениях.

Сюрреализм.

Но идеальная, на первый взгляд, семейная жизнь с постоянными светскими выходами спустя какое-то стала давить на психику художника. И, будто в одном из рассказов Ирвина Шоу, Пикассо начинает проецировать подавляемые импульсы на холсты. В этом ему способствовало ставшее модным увлечение подсознательным и интерпретациями сновидений.

На картинах этого периода чаще всего встречаются экспрессивные, гипертрофированные женские фигуры.

Война и мир.

Нестабильность в личной жизни стала не самым страшным потрясением в жизни художника. Им стала Вторая Мировая война.

После бомбежки испанского города Герника в 1937 году впервые в живописи Пикассо появляется образ Быка - образ агрессора и угрозы.

Художник вновь удаляется от реализма, все чаще использует черные фоны, герметичные пространства, кричащие фигуры.

Послевоенное время многие исследователи называют самым счастливым в жизни Пикассо, и это отражается в его искусстве. Ужасы войны остались позади, что символизирует его знаменитый Голубь Мира. Фигуры лишаются острых углов и сменяются плавными линиями. Голубой в его работах уже внушает спокойствие, а не меланхолию.

В конце карьеры Пабло Пикассо перескакивает с жанра на жанр и с сюжета на сюжет, мешает стили. Работы получаются разнородными не только по направлениям, но и по качеству.

Через картины Пабло Пикассо можно изучать не только эволюцию изобразительного искусства, но и всеобщую историю. Все его переживания выражались в красках и формах, вечно меняющихся и нестоящих на месте. Скорбь и ужас целого поколения и вера в мир, человеколюбие, страсть и десятки других тем нашли воплощение в его картинах. Остается задать лишь один вопрос:

Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник?