Вопрос адаптации ребенка к детскому саду часто встаёт перед родителями, при условии, что они понимают важность этого процесса. Самый опасный поступок – просто бросить ребенка в саду, ничего не объясняя и полагая, что «сам привыкнет, мы все там были».
От уровня адаптации ребенка зависит его эмоциональное и психическое состояние, и, как следствие, усвояемость программы и развитие.
Важно помнить о 6 ключевых пунктах, которые позволят легко и с минимумом проблем «вписать» ребенка в его первый коллектив.
Позитивный образ
Ещё до поступления в учреждение будет хорошо, если ребенок, именно со слов мамы, узнает, что такое детский сад. Рассказывая ему об этом, акцент ставится на игровую деятельность и возможность контакта с другими детьми. Если есть возможность – нужно показать ему площадку с играющими детьми, видеоролики с мероприятиями.
При этом можно упоминать о режимных моментах: прогулке на свежем воздухе, вкусном обеде и так далее. Цель таких бесед – это заинтересовать ребенка и создать положительный образ в его голове.
Садик – это весело, интересно и хорошо.
Именно так должен думать ребенок.
Питание
Когда ребенок сыт, он ощущает себя комфортнее, спокойнее спит, а сон даёт ему необходимую энергию. Часто дети в период адаптации отказываются от незнакомой еды. Для того чтобы это избежать, дома можно включить в повседневный рацион семьи блюда из меню детского сада.
Открытым остается вопрос завтрака. Постарайтесь не допускать, чтобы ребенок привыкал завтракать сразу после пробуждения. Давайте ему время на раскачку около часа – именно это время, обычно, тратится на сборы и дорогу в сад.
Не стоит долго прощаться
Утром, расставаясь с ребенком, хорошо напомнить ему о том, что вы будете скучать и ждать встречи. Прощание должно быть своеобразным ритуалом, длиться который может не более 2-5 минут. Даже если ребенок сильно плачет и кричит, чтобы родитель остался, то именно в период адаптации, не стоит идти у него на поводу.
Привычка должна вырабатывается изо дня в день.
Символ спокойствия
Чувство защищённости ребенку может добавить вещь-маячок, которую он возьмёт с собой из дома. Это может быть любимая игрушка, небольшое одеяло или даже мамина заколка.
Главное, чтобы она вызывала добрые ассоциации и была безопасна.
Навыки самообслуживания
Чтобы малыш чувствовал себя увереннее в детском саду, необходимо заранее развивать у него навыки самообслуживания: приучить ходить на горшок, кушать без помощи взрослого, открывать кран, снимать ботинки. Не надейтесь, что «придет в сад – научат». В частном – может быть, в государственном обучаться он будет «коллективно», глядя на более развитых сверстников.
Если ребенок имеет даже небольшой набор умений, ему будет не так сложно в дальнейшем, а это исключит дополнительный стресс.
Самоподготовка
Прежде чем заняться подготовкой ребенка, родителям необходимо самим свыкнуться с мыслью, что их малыш стал старше и детский сад - это неотъемлемая часть их жизни. Настроение мамы неизбежно передается ее чаду, так же как и ее отношение к происходящему.
Обсуждение вопросов о персонале и порядках дошкольного учреждения, особенно в негативном ключе, неприемлемо при ребенке.
Ведь для него детский сад - это новый мир, и его родители являются первым проводником туда.