Часто в комментариях мы видим, что люди пишут противоречивые комментарии, которые касаются службы в Афганистане во времена нашего там присутствия. Это понятно, что так и должно быть. Каждый служил в разных условиях, попадал в различные ситуации, та и люди мы все разные. Кто-то находил в этом негатив, кто-то даже позитив.
Пишут многие люди, которые проходили там службу. Но сегодня будет мнение офицера по поводу высказываний об афганском быте и жизни солдат, которое выглядит достаточно объективным. Как рассказал Валентин Павлович, читал множество рассказов всевозможных «писак» о том, как им было плохо служить в Афганистане, как их бедных били, унижали и так далее. Что многие жаловались именно на быт, а не на боевые выходы.
Правда о службе в Афганистане
Некий Славин в своем произведении о «правде» службы в Афгане в 5-й роте ВДВ описал такие ужасы, что диву даешься, как там вообще выживали люди. Но стоит отметить, что практически все это какие-то странные выдумки и с реальным положением дел ничего не имеет. Да, была дедовщина и то самое «вешайтесь духи» звучало от дедушек. Но это продолжалось примерно первые пару недель, максимум — месяц. Потом все приходило в норму. В основном «отоваривали» молодняк в учебке, а уже в Афгане было, но не так уж и часто. Он там сильно жалуется на то, что приходилось мыть сапоги дедам. Да, и ничего в этом страшного нет, и это — не дедовщина. Молодые футболисты за стариками тоже бутсы моют, тоже сумки таскают. Тоже получают по башке, если где-то недорабатывают или шлангуют. Ничего в этом страшного нет, и никогда не было.
Но тут же стоит отметить, что в 5-й роте ВДВ никогда не был, и не знаю, как там все происходило. Тем более, не был в Афгане после 1983 года (был до сентября 1983). Позже, поговаривают, действительно неуставные отношения разрослись очень серьезно. В нашей 66-й отдельной мотострелковой бригаде такого точно не было. Каждое утро на зарядке не дай бог мне увидеть синяк у солдата. Было пару раз за два года, ловил за неуставщину. Жестоко наказывал, отправлял на боевые. Там, бывало, человек получал ранение или вовсе погибал. Но куда деваться? Это нормально на войне. А раз у тебя есть мозг, чтобы молодого солдата избивать, то пусть его хватает на то, чтобы в бою себя показать. Значит энергию девать некуда, вот и езжай на сопровождение колонны. Вот там и показывай свою смелость. Кто-то сейчас скажет, мол, какой я офицер жестокий и так далее. Нет, не жестокий. Это война, где самое важное и самое главное — дисциплина. Если она добывается кровью, значит других вариантов уже человек не понимает.
Таким рассказам, типа истории солдата Славина, верить не особенно есть желание. Хочется послушать мнение офицера из этой части, а солдат, он всегда солдат: есть ответственный и нормальный, а есть и вечно жалующийся индивид. Тут уж ничего не поделаешь. Есть и офицеры разные: кто-то в курсе всего, что происходит в подразделении, а есть и такие, что забивают на все, и отдают наведение дисциплины на плечи старослужащих. Такого допускать нельзя. Но в некоторых случаях и я позволял «учить» молодняк. Поймают такого салагу за некоторым широко распространенным занятием употребления афганки (чарки). Ну, что делать? Говорю старшине, мол, разберитесь сами, но не забейте. Не считал это преступлением.
В целом, наличие дедовщины не отрицаю, но таких уж прям ужасов не наблюдал. Пару недель получали, пробивали «фанеру» особо непонимающим всю серьезность ситуации за разгильдяйство пару раз. Но это было не долго и только, как говорится, за дело. Замполиты и военный трибунал работал тогда очень даже неплохо, и попадать под каток военной фемиды не хотелось никому. Тут же хочется отметить, что дедовщина часто наблюдалось в тыловых частях. А в боевых, где были частые выходы, или на заставах и вовсе дедовщина в виде рукоприкладства была большой редкостью. А уж тем более, в частях ВДВ, про которую рассказывает тот самый Славин. С рассказов получается, что не рота ВДА, а «дизель» какой-то.