Найти в Дзене
PRESIUM

Когнитивные искажения в презентациях (часть 2)

Оглавление

Эксперты PRESIUM продолжают рассказывать об ошибках восприятия, которые довольно часто совершают многие из нас.

Источник: Twitter.com
Источник: Twitter.com

04. Стремление к полноте информации

Если у человека есть пробелы в знаниях, он стремится компенсировать их, основываясь на прошлом опыте или популярном общественном мнении. Стереотипизация – это тоже когнитивное искажение.

Всем нам знакомы гендерные или национальные стереотипы, но на деле это понятие гораздо шире. Оно включает в себя любые предубеждения, которые могут возникнуть у человека при отсутствии однозначной информации.

Например, услышав формулировку «решение маркетинговых задач», обыватель скорее всего подумает о привлечении новых клиентов. Хотя речь может идти о распределении клиентского потока или о повышении лояльности постоянных покупателей.

Стереотипы бывают полезны, мы неосознанно их используем каждый день, и они облегчают нашу мыслительную деятельность.

Но в презентациях лучше давать людям полную и однозначную информацию, чтобы избежать вольных трактовок.

Слайд должен стать кратким конспектом речи спикера, в котором четко изложена логика рассуждения /
Слайд должен стать кратким конспектом речи спикера, в котором четко изложена логика рассуждения /

Если в вашем рассказе будут противоречивые суждения или непонятные термины, слушатели так просто с этим не смирятся – они найдут свои объяснения. И в результате могут неверно понять вас.

Текст выступления должен быть максимально последовательным. Для вас вещи, которые вы рассказываете, очевидны, но для аудитории стоит разложить все по полочкам.

То же самое касается и дизайна. Иногда люди не успевают прочесть длинный текст или не замечают примечаний мелким шрифтом – от этого образуются пробелы в информации, которые замещаются стереотипами.

Придерживайтесь визуальной иерархии при оформлении слайдов и не пропускайте важные вехи повествования.

05. Желание активно участвовать

Эффект IKEA многим из нас знаком по собственному опыту. Это звучит парадоксально, но людям нравится любовно собирать мебель собственными руками: тратить на обновленный интерьер не только деньги, но также время и силы.

У этого когнитивного искажения есть два разумных объяснения.

Во-первых, когда люди сами прикладывают руку к ремонту, они чувствуют, что их интерьер уникальный и персонифицированный.

Во-вторых, у современного человека очень мало возможности поработать руками и проявить творческое начало – это одна из неудовлетворенных потребностей для многих жителей крупных городов.

Эффект IKEA связан с другим когнитивным искажением – ловушкой невозвратных затрат.

Когда человек вложил во что-то энергию, время или деньги, все эти затраты мотивируют его быть более лояльным. Человеку трудно признавать, что он вложился во что-то зря. Поэтому позитивное отношение к продукту, событию или бренду напрямую коррелирует с приложенным к нему трудом.

Ловушка невозвратных затрат и эффект IKEA подтверждают, что в презентациях полезны интерактивы.

Слушатели будут рады поучаствовать в формулировке выводов, выразить свое мнение и повлиять на ход выступления. Также участие в опросах и тестах требует хотя бы небольших усилий: переключить внимание, подумать над проблемами самостоятельно, нажать на нужные кнопки.

Эти усилия заставят людей проникнуться симпатией к спикеру и теме выступления.

Можно устраивать традиционные дискуссии после презентаций или воспользоваться технологиями.

Есть сервисы, позволяющие всем слушателям принимать участие в выступлении с помощью смартфонов – например, Slido или Mentimeter. Это хороший способ вовлечь всех желающих и сэкономить время.

Каждый в аудитории сможет написать свои вопросы в чат, поучаствовать в голосовании, опросе или тесте /
Каждый в аудитории сможет написать свои вопросы в чат, поучаствовать в голосовании, опросе или тесте /

В середине выступления интерактивы могут сбить слушателей с толку, обычно к аудитории обращаются после основной части выступления. Читайте подробнее о том, как грамотно завершить презентацию.

Выводы

● Если вам важно, чтобы люди запомнили какую-то цифру, тезис или название, выделите этот элемент на слайде. Например, это легко сделать с помощью яркого цвета.Цифры, закономерности и сложные идеи лучше представлять в картинках. Профессиональная визуализация данных сделает информацию доступнее.

● Старайтесь делить информацию на 5-9 категорий, чтобы людям легче было удержать ее в оперативной памяти.● Мы лучше воспринимаем информацию, которая имеет к нам непосредственное отношение. Чтобы воздействовать на эмоции, размещайте фотографии лиц на слайдах – слушатели подсознательно будут соотносить себя с людьми на изображениях.

● Вовлекайте аудиторию в выступление: люди получают удовольствие, высказывая свое мнения и влияя на ход событий.● Не допускайте пробелов в информации, следите за логикой и будьте последовательны – как в своей речи, так и в оформлении слайдов.

● Интерактивы могут повысить лояльность аудитории: если люди активно участвуют в процессе, выступление становится для них более значимым.

Более 100 полезных статей про дизайн, выступления, обучение и визуальные коммуникации читайте в нашем блоге