Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Хороший повод обратить внимание государства на экологию северных территорий дал несколько лет назад российский фотограф-анималист Сергей Горшков. Он одним фоторепортажем с острова Врангеля в своем "Живом Журнале" дал толчок к восстановлению хрупкой экосистемы северных территорий. Государством были найдены средства и осуществлена государственная программа по очистке территорий. Но этого явно не достаточно. Я хочу вам показать и рассказать, что проблема не заканчивается только загрязнением арктических территорий на примере Восточного побережья Камчатки. Половина побережья находится под охраной Кроноцкого заповедника, но заповедник не в силах один решить эти проблемы и выполнить задачи по их устранению. А там, где эти нарушения не входят в границы охраняемых территорий, выявлять их ещё сложнее и вообще не возможно ничего решить силами энтузиастов. Я уверен такое положение дел можно наблюдать практически во всех субъектах РФ. А проблема эта — это выведенные из состава Министерства обороны и других силовых ведомств объекты, в ходе реформирования армии, флота и пограничной службы.
В июле 2012 года я попал на выведенный из состава Гидрографической службы ТОФ объект"Кроноцкий маяк", расположенный на одноимённом мысе на восточном побережье полуострова Камчатка. Кроноцкий маяк, некогда гордость Гидрографической службы, а ныне заброшенный объект Министерства обороны.
Все постоянные работы на маяке были свёрнуты в 2007 году. Личный состав вывели. Часть оборудования демонтировали, но большую часть просто бросили. А суровый морской климат начал своё разрушительное наступление на творения рук человеческих. Все ниже показанноепока находится под крышами складов, но проблема в том, что крыши уже текут и содержимое складов начинает вымываться осадками наружу.
Вся территория завалена брошенным металлоломом.
Помещение дизельной станции с остаткам отработанных ГСМ.
Аккумуляторные батареи, что будет когда они разрушаться, представить не сложно. Щёлочь или кислота, в зависимости от типа аккумулятора, нанесут огромный вред окружающей среде.
Бочки с краской.
Одна из бочек уже проржавела и лопнула по шву, откуда вытекает химическое вещество. Что это за вещество мне установить не удалось. Это наглядный пример того, что случится с остальными емкостями и их содержимым через какое то время.
Стихийная свалка под открытым небом, я насчитал как минимум несколько аккумуляторных батарей, пластиковых отходов и канистр. Что в них находится можно только догадываться.
На территории маяка остались емкости с ГСМ, которые тоже бросили и не утилизировали.Все мы отлично понимаем воздействие разлива нефтепродуктов на окружающую среду. Некоторую часть топлива слили в грунт и прикрыли сверху брёвнами. Но пришел главный "эколог" этих мест — медведь и разворошил всю эту кучу бревен. Их привлекает запах отходов ГСМ.
Склад ГСМ с бочками из которых уже происходят утечки.
Подземные топливные емкости с остатками дизельного топлива. Морской, влажный и солёный климат только ускорят разрушение емкостей.
Здесь по экспертным оценкам была попытка "утилизировать", а попросту вылить в грунт около 2 тонн ГСМ. Морская линия начинается всего в 30 метрах от этой ямы.
На прибрежных скалах когда-то паслись снежные бараны. Сейчас в том месте мы не увидели даже их следов. Звери обходят эту территорию. Фотография с рогами тому подтверждение. Скорее всего эти рога принадлежат незаконно отстреленному животному. А единственный медведь, увиденный нами за пять дней, при виде людей панически спасся бегством. Ещё свежа в медвежьей памяти хозяйственная деятельность людей в этих местах.
Снежный баран был в этих краях не редкость.Сейчас о его существовании напоминают только эти рога. Сколько должно пройти времени, чтобы бараны вернулись в эти края не может сказать никто.
Перед публикацией этого репортажа я решил уточнить, всё-таки прошло два года, может уже навели там порядок бывшие хозяева. Но оказывается, что нет, не навели.
Я могу судить о массовом характере данной проблемы ещё по одному объекту, который я увидел в октябре 2011 года. Здесь уже бывшим собственником являлась другая структура — Федеральная Пограничная служба. Структура другая, а проблемы всё те же. Выведенная из состава Федеральной Пограничной Службы застава Жупаново.
Брошенный склад химической защиты пограничной заставы.
На зелёных аэрозолях стоит предупреждение "Осторожно токсично".
Помещение дизельной станции пограничной заставы с остатками отработанных ГСМ.
Подземные емкости хранения ГСМ с остатками дизельного топлива.
Бочки под открытым небом с ГСМ
Брошенные остовы автомобилей принадлежащих пограничной заставе.
Я показал лишь вершину "айсберга" этой проблемы. На самом деле таких выведенных из состава частей намного больше. Это те, о которых знаю лично. И я не думаю, что там ситуация намного лучше.
Радиолокационная часть в Жупаново, Погранзастава "Кроноки", Ракетная часть на мысе Козлова, Погранзастава в районе реки Чажма.
Сложность в освещении этих проблем состоит в отдалённости этих объектов от населённых пунктов и закрытости самих организаций, в чьём ведомстве находятся эти объекты.
В заключении напрашивается извечный вопрос — кто виноват и что делать. Давайте опустим первую часть вопроса и сосредоточимся на втором. Как мне кажется, одними силами экологических организаций это решить не под силу. Здесь нужна государственная программа. 1. Необходимо обратить внимание государственных структур на эти проблемы. Можно обратиться к первым лицам государства и этих организаций через организацию Русское Географическое общество. Председателем попечительского совета и Председателем РГО как раз и являются эти первые лица. Можно и нужно привлечь их внимание через общественные и природоохранные организации. 2. Министерству обороны и ведомствам, чьи объекты были выведены из состава своих структур совместно с министерством природных ресурсов, а может и общественными экологическими организациями, составить реестр таких объектов. Тем самым можно будет хотя бы вначале оценить масштабы проблемы. На втором этапе можно уже утвердить и начать реализовывать саму программу по утилизации отходов, восстановлению и защите экологической среды, пострадавшей от хозяйственной деятельности этих объектов.
Показательным примером, по моему мнению, может служить пример погранзаставы на острове Медный. Как мне стало известно, Федеральная пограничная служба на территории Командорского заповедника (о. Медный) решило эту проблему. В ходе государственного контракта, подрядная организация произвела работы по ликвидации и утилизации отходов (отходы строительных материалов, ГСМ, металлолом). Все отходы были вывезены с острова и утилизированы. Опыт острова Врангеля тоже может быть примером и говорит о том, что такие проекты могут быть реализованы в принципе. Необходимо обратить пристальное внимание государства и общественности на эту проблему. Я понимаю, что в краткосрочной перспективе эту задачу не решить, но когда то надо начинать это делать.
P.S. И ложка свежего дёгтя. В этом году по всему Дальнему Востоку были проведены масштабные военные учения. В заповеднике на острове Врангеля отрабатывали высадку десанта, а затем на постоянной основе возобновили на острове военное присутствие. По ТВ был показан бодрый репортаж, о том как в короткие сроки построили новую военную базу. Военнослужащие принимали участие в уборке старого мусора с острова. А потом завезли новый, не бывает строительства и эксплуатации военных объектов без мусора. Был даже случай, что военные вертолётчики заметили с воздуха белого медвежонка, сделали несколько кругов и не нашли его матери рядом. Пилоты подобрали его и передали в заповедник. Интересно, медведица сама бросила медвежонка или ей помогли. Думаю, что не без помощи военного контингента. У меня к сожалению нет документальных подтверждений точно таких же последствий учений в пригороде Петропавловска-Камчатского, в месте под названием Халактырский пляж, которое является самым доступным местом отдыха горожан и гостей полуострова. Но они , последствия, были и я их видел собственными глазами в сентябре, когда приехал туда с семьёй. В сети полно этих свидетельств, желающие без труда смогут их найти. Через каждые 50 метров, на береговой полосе сожжённые автомобильные покрышки, местами от этих покрышек загоралась трава и тундровая растительность. Кругом воронки и металл от учебных стрельб. Для укрепления стенок окопов и укрытия блиндажей рубили деревья прямо на месте. Завезли кузова списанных бронемашин , заполнили их бочками с горючей жидкостью и использовали в качестве мишеней или подрывая их дистанционно. Бочки нужны были для пущего визуального эффекта, потому что за ходом учений наблюдал сам министр обороны. Про бытовой мусор я уже не говорю, он там был разбросан по всем кустам. Стояли военные на позициях не одну неделю. Как только общественность начала заявлять протесты, местное военное руководство пообещало навести порядок, навели или нет узнаем позже. Весна покажет.