Найти тему
Удивительное рядом

Тайна века. Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»?

Оглавление

Загадка корабля-призрака «Мария Селеста» уже не первое столетие будоражит умы людей. Давайте подробно разберем, какие события предшествовали этому происшествию, а также рассмотрим все самые известные версии того, что случилось с пропавшим экипажем корабля.

Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки
Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки

Что известно точно

Двухмачтовый парусный корабль «Мария Селеста» вышел из нью-йоркского морского порта 5 ноября 1872 года. На борту при этом находились капитан, его жена и двухлетняя дочка, а также 7 человек экипажа. Судно должно было доставить в итальянский город Генуя груз — 1701 баррель (270 459 литров) коньячного ректификата (спирт).

Через четыре недели, 4 декабря, матросы парусного брига «Деи Грация» обнаружили дрейфующую по волнам «Марию Селесту». Корабль-призрак не отвечал на приветствия, на борту не было никого из людей. Командир брига лично знал капитана «Марии Селесты», 37-летнего Бенджамина Бриггса. Он отправил шлюпку с матросами на разведку. Они высадились на покинутый борт, обследовали его и вернулись с тревожными новостями: судно полностью брошено. Ни одного человека — ни живого, ни мёртвого — на борту не нашлось.

Следов борьбы и пятен крови тоже нигде не было видно. Хотя в целом на брошенном корабле царила неразбериха из-за отсутствия экипажа и разгула морской стихии. Многие палубы и переборки были частично залиты морской водой, её уровень в трюме достигал 1 метра. Часть парусов, очевидно, были сорваны сильным ветром — задняя мачта осталась совершенно голой. Отметин от столкновения со скалами или другими кораблями нигде на борту не было.

Были также заметны следы явно человеческой деятельности: кто-то сорвал с петель носовой люк, повредил нактоуз и разбил морской компас — его осколки теперь лежали на палубе. Окна капитанской каюты на корме были завешены брезентом и заколочены досками. Единственная спасательная шлюпка пропала. На поручнях с правого борта были заметны зарубки, как от топора. Многие грузовые и световые люки оказались распахнуты настежь — и это при сильном волнении в море и часто проходящих в этих местах штормах.

Из ценных вещей пропали хронометр, судовые документы и секстант. В каюте капитана нашлась шкатулка с драгоценностями жены капитана и две пачки с деньгами. В швейной машинке лежало неоконченное шитьё, по полу были разбросаны детские игрушки.

Судовой журнал тоже остался нетронутым, в отличие от других судовых документов. Последняя запись в нём была сделана 24 ноября — за 10 дней до обнаружения «Марии Селесты» бригом «Деи Грация».

Все курительные трубки матросов остались на месте — в специальном месте на кубрике. Где это слыхано, чтобы матрос где-то бросил свою любимую трубку? Скорее всего, команда покидала корабль в очень большой спешке.

В камбузе обнаружились запасы еды, которых могло бы хватить на шесть месяцев, но при этом отсутствовала какая-либо приготовленная пища. Груз, 1701 баррель коньячного спирта, на первый взгляд оказался нетронутым. Уже на большой земле удалось выявить недостачу 9 баррелей алкоголя.

На секундочку: бесследно пропало целых 9 баррелей коньячного спирта. 1 баррель = 159 литров. 9 баррелей — это 1431 литр (!) Восемь взрослых мужчин никак не могли выпить столько даже за целый месяц плавания. Это по 6 литров спирта в день на одного взрослого, если предположить, что они пили ежедневно с момента отплытия. Значительно больше, чем смертельная доза!

Да и не стали бы профессиональные мореплаватели потреблять даже малую часть вверенного им по документам груза — от подобной недостачи страдает не только выручка экипажа, но и деловая репутация всей команды. Тем не менее, почти 160 литров чистейшего 96%-ного алкоголя загадочным образом куда-то пропали.

Часть экипажа с брига «Деи Грация» под командованием штурмана высадились на корабль-призрак. Они наскоро привели его в порядок, откачали воду и доставили судно в морской порт Гибралтара. Дальше за дело взялись следователи Британского Адмиралтейства. Они начали опрашивать свидетелей и собирать улики. К делу подключили даже водолазов — они обследовали дно и борта «Марии Селесты» под водой на предмет подозрительных вещей и деталей, но ничего не нашли.

Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки
Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки

Что могло случиться с экипажем «Марии Селесты»?

После начала расследования весть о таинственном корабле-призраке быстро облетела все имеющиеся тогда средства массовой информации. Люди шёпотом пересказывали друг другу разные неправдоподобные варианты того, что могло случиться с экипажем корабля.

К совсем уж нереальной версии о случившемся можно отнести теорию о том, что весь экипаж утащил под воду своими щупальцами гигантский кальмар, осьминог, Кракен или Ктулху. Ходили слухи о воздействии Бермудского треугольника, но он расположен совсем в другом морском регионе — почти у самого побережья США. А «Марию Селесту» обнаружили рядом с европейским и африканским континентом. Последняя запись тоже была сделана уже на значительном удалении от американских берегов.

Уже в 20 веке начали ходить слухи о похищении людей инопланетянами или воздействии сильного инфразвука неизвестного происхождения. Некоторые любители неразгаданных природных загадок говорят о том, что инфразвук может вызывать у людей сильные панические атаки — вплоть до того, что члены экипажа могли все вместе и одновременно выброситься за борт.

К другим версиям относят мятеж на корабле или нападение пиратского корабля. Мятеж маловероятен — члены экипажа были опытными матросами, хорошо знали капитана, и у них не было мотивов устраивать нечто подобное. К тому же все драгоценности жены капитана и деньги из его каюты остались нетронуты. Большая часть дорогостоящего спирта также осталась на месте. По этой же причине можно отмести версию с нападением пиратов. Кроме того, на борту судна отсутствовали следы столкновений, которые характерны для абордажа, а на палубе и в каютах не было следов драки или пятен крови.

Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки
Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки

Версия Лоуренса Киттинга

Согласно этой теории, события разворачивались следующим образом: жену капитана насмерть придавило пианино во время сильной качки. Капитан обезумел от горя и стал вести себя неадекватно. Команда ушла в запой, в пьяной драке убили одного из матросов, а капитан мог выпасть за борт. Часть команды под руководством офицера Хулока сели в шлюпку, взяли с собой провизию и небольшую часть спирта и отплыли в сторону Азорских островов.

На борту остался кок и три матроса. Когда судно обнаружил бриг «Деи Грация», они смогли договориться с капитаном таким образом, что он убедил всех остальных: эти четверо — часть команды «Деи Грация». За нахождение потерянного судна и ценного груза капитан Дэвид Морхауз получил от властей премию и разделил её с этой злополучной четвёркой выживших.

Согласитесь, эта теория звучит довольно натянуто и неубедительно.

Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки
Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки

Версия о хлопке горючих паров

На сегодняшний день наиболее правдоподобно звучит версия о том, что из неплотно затворённых бочек со спиртом выделились горючие пары, скопились в замкнутом пространстве и вызвали несколько взрывных хлопков. Эту теорию предложил Кобб, дальний родственник капитана Бриггса. Он долго изучал все доступные материалы по загадочному делу, а затем высказал свою версию случившегося.

По предположению Кобба, дело было так: бочки со спиртом были упакованы негерметично, а потому из них выделился горючий газ. Он скапливался внутри трюма несколько недель, распределяясь при этом неравномерно, в разных участках большого помещения.

24 ноября (последняя запись в судовом журнале) в кормовой части трюма произошёл небольшой первый хлопок. Капитан приказал матросам распахнуть настежь кормовые люки, чтобы выпустить наружу взрывоопасные пары.

Следующий хлопок был значительно сильнее — ударная волна откинула крышки люков в носовом отсеке судна. Капитан понял, что следующий взрыв может оказаться ещё сильнее. В этом случае корабль может расколоться, либо загорится весь опасный груз. Чтобы избежать страшной участи, он приказал всем срочно покинуть корабль на спасательной шлюпке.

Сам Бриггс добежал до своей каюты, схватил секстант, хронометр и документы, но забыл судовой журнал. Кок успел взять с собой на шлюпку приготовленную еду. Одного из матросов отправили за компасом, в спешке он повредил нактоуз и уронил навигационный прибор на палубу. Компас разбился вдребезги. Больше никто ничего взять не успел.

На тот случай, если пары выветрятся, и корабль не взорвётся, шлюпку решили привязать к кораблю — чтобы можно было потом вернуться на судно. Нужна была длинная верёвка. Подходящего буксирного троса нигде не нашлось, поэтому штурман и один из матросов сняли с грот-мачты дирик-фал. Этот эпизод подтверждают два факта: 1) все паруса на грот-мачте на момент обнаружения корабля были спущены, 2) дирик-фал на борту отсутствовал.

Когда экстренные сборы закончились — шлюпка со всеми членами экипажа удалилась от «Марии Селесты» примерно на 120-130 метров. При спуске на воду один из матросов спешно перерубил один из страховочных тросов топором — отсюда и возникли характерные зарубки на правом борту судна. Трос помогал идти следом за дрейфующим кораблём. Навигационные приборы капитан взял с собой на тот случай, если вдруг верёвка оборвётся и придётся догонять корабль на шлюпке.

Время шло, взрывоопасные пары постепенно выветривались через открытые люки, больше сильных хлопков не было. Капитан уже был готов командовать возврат на корабль, когда вдруг налетел сильный ветер и надул паруса на грот-мачте. Так как они были не закреплены, корабль быстро набрал скорость и сменил курс. От резкого рывка трос порвался. Команда в шлюпке попыталась угнаться за «Марией Селестой» на вёслах, но тщетно. А потом шлюпку поглотил налетевший следом за ветром морской шторм. Все погибли в пучине.

Куда же в этом случае пропали 9 баррелей спирта? Частично выветрились из негерметичных бочек, частично вылились и смешались с набежавшей в трюм водой, когда судно дрейфовало без экипажа с открытыми люками. Какую-то небольшую часть действительно могли выпить члены экипажа во время плавания.

Единственное, что никак не вяжется с теорией о горючих парах — куда в этом случае пропала та часть троса, которая была привязана к кораблю? В материалах расследования об этом никаких упоминаний нет...

Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки
Что на самом деле произошло с кораблём-призраком «Мария Селеста»? Источник: Яндекс картинки

Какая из этих версий, на ваш взгляд, звучит наиболее убедительно? Пишите свой ответ в комментариях!