Огненный взгляд, раскосые глаза кочевника, надменно откинутая голова, осанка всадника у потомка пророка Магомета, в чьих жилах текла древнейшая кровь правителей Египта и ханов Ногайской орды.
Князь Феликс Юсупов был одарен судьбой и как интересный художник.
У этого высокородного аристократа и вкус был самой высокой пробы. Еще во время учебы в Оксфорде юный светский лев сам оформил свои апартаменты в высшей степени эксцентрично! У него в гостиной были белые стены и потрясающий черный ковер.
Революция принесла изгнание последнему князю из рода Юсуповых. Купив за фамильные бриллианты заграничные паспорта и визы, Феликс и Ирина Юсуповы обосновались в Париже и приобрели особняк в Булонском лесу.
В те годы на парижские подиумы взошли топ-модели русских эмигрантских домов моды. След Юсупова проглядывается не только в Истории как таковой, но и в истории моды. В 1924-м были созданы первые платья модного Дома «IRFE» (Ирина/Феликс), которые произвели настоящий фурор. Взлет русского дома моды был стремительным. Модели «ИрФе» вскоре стали неотъемлемой частью светской жизни «всего Парижа». С приходом Великой Депрессии, в начале 30-х годов Дом «IrFe» закрылся.
«В те годы мне вдруг неудержимо захотелось рисовать, — вспоминал впоследствии Юсупов./.../ Отдался рисованию с жаром. Приковало к столу, точно колдовской силой./.../ Словно злая сила, поселившаяся во мне, владела моей рукой. Словно кто-то рисовал за меня».
Он неотрывно рисует на протяжении нескольких недель. Затем прекращает рисовать навсегда.
Этих рисунков — тушью и акварелью — было сделано всего 15. Все они представляют собой аллегорическое олицетворение низменных страстей, пороков.
На этом бешеном карнавале сорваны маски с лиц, обнажив личины.
Феликс Юсупов — не первостепенный художник. Но не доброе волшебство рисунков Феликса Юсупова зеркально верно отражает и боль наших дней: видение всеобщей и полной гибели под тяжестью пошлости.