Найти тему
Польша NEWS

"Свекольная" железная дорога (узкоколейная для сахарного завода "Юзефув")

В 1865-66 годах в поместье Płochocin Блоньского повята был построен сахарный завод "Юзефув". Это был первый сахарный завод в Королевстве Конгрессов. В 1874 году был построен 7-километровый разъезд, ведущий к станции Pruszków, благодаря которому сахарный завод был соединен с линией Варшава-Вена, а в 1902 году завод получил дополнительное соединение с проходящей рядом недавно построенной Калишской железнодорожной веткой. Благодаря такому выгодному расположению завод смог отгружать продукцию в Россию, став крупнейшим и самым современным сахарным заводом на территориях, аннексированных Россией.

Свеклу поставляли близлежащие хозяйства, и для улучшения этого этапа производства в 1925 году было начато строительство узкоколейной железной дороги. Линия шириной 600 мм была проложена вдоль главных повятовых дорог и вела через Rokitno, Czubin, Żuków, Garbów, Kłudno, Chlewnię до Kraśniczej Woli.

По территории сахарного завода также проходили также разные линии в Płochocinie, где находились другие цеха, до Krosna - принадлежащему Пшеворским (владельцам сахарных заводов), и Biskupice.

Гродзинские помещики, поставлявшие свеклу на сахарные заводы, основали Товарищество свекловодов сахарного завода «Юзефув-и-Михалув», которое располагалось в Grodzisku на ulicy Kościuszki 11.

Во время Второй мировой войны узкоколейная линия была продлена до кирпичного завода «Леонув» около Brwinowa. Оккупанты также планировали дальнейшее расширение этой ветки до Tarczyna. Этой трассой бы воспользовались для транспортировки свеклы с плантаций, которые приняли после закрытия сахарного завода «Черск» в Jasieńcu.

Максимальная протяженность линии составляла почти 30 км, в том числе около 20 км узкоколейной линии, ведущей к поместьям близ Grodziska. Рельсы вели через два железобетонных моста вместе с автомобильной дорогой. В деревнях Rokitno, Czubin, Żuków, а также Kłudno были построены объездные петли, а в Chlewni – сооружен складской пункт с весами. Два соединительных узла отходили от Chlewni, ведущие к владениям Zabłotnia, а также Kraśnicza Wola.

Линия обслуживалась тремя узкоколейными паровозами, а с 1932 года - 3-5 тепловозами и несколькими десятками угольных вагонов вместимостью 3 тонны. Для проверки использовались тележка с дизельным двигателем и тележка с ручным управлением. К подъездным путям тележки тащили лошади.

Во время костельных праздников людей также привозили поездом в костел в Rokitnie. Также были организованы поездки для работников сахарного завода, например поездом до Żukowa, а затем пешком до Milanówka.

11 января 1947 года на сахарном заводе произошел пожар, в результате которого он был закрыт и ликвидирован. На базе инфраструктуры бывшего сахарного завода были созданы Завод по производству глицерина, затем в 1951 году - дрожжевой завод, а затем Завод спирта. После закрытия сахарного завода были разобраны и пути. Рельсы были переданы сахарному заводу «Михалов». Сегодня уже не осталось следов "свекольной" узкоколейки.

-2
-3