Мы продолжаем наш рассказ о том, чем пришлось заплатить Якутии за право называться «Алмазной столицей» страны. И поверьте: это очень высокая плата. В конце нашего повествования мы поймем – стоят ли все алмазы Якутии такой платы.
Читайте также Алмазы Якутии – в обмен на жизни людей?
Для осуществления промышленной добычи алмазов, помимо ядерных взрывов для пробных штолен, понадобилось колоссальное количество электроэнергии. С этой целью началось строительство Вилюйской ГЭС – первая очередь была введена в 1967 году.
Работы проводились в авральном режиме – «партия сказала «НАДО».
Надо – так надо. В те времена спорить с партией было не принято.
Во имя добычи алмазов был затоплен поселок Туой-Хая, огромные площади леса и сельхозугодий.
Под воду ушла тайга, деревья стали гнить. Тысячи тонн гниющего леса выделяют фенол – река Вилюй и все живое в ней подверглось отравлению.
Ниже плотины, возведенной для ГЭС, изменился гидрологический режим реки, заглохло судоходство.
Колоссальный ущерб был нанесен видовому разнообразию рыб реки Вилюй: исчезли нельма, таймень, осетр, чир, сиг.
Мёртвое Вилюйское море заставило уйти с родных мест эвенков, якутов. Коренное населенике начало болеть – странными, неизвестными ранее в Якутии болезнями.
Ушли из «мёртвой зоны» лось, соболь, медведь, горностай.
А страна продолжала развивать в Якутии промышленность. С 1970 по 1989 годы были построены ГОКи – Удачнинский, Айхальский, прииск Анабар. Появились международные контракты с концерном «Де-Бирс». Были открыты новые алмазные трубки.
Освоение алмазный копей Якутии шло полным ходом. Вот только экологические и социальные проблемы в то время никого не интересовали и никем не учитывались.