Найти тему

Мир на грани пандемии голода

Оглавление

COVID-19 подорвал системы общественного здравоохранения и потряс экономику по всему миру. И это может спровоцировать глобальный голодный кризис. По оценкам Всемирного банка, число людей, живущих в крайней нищете, увеличится впервые с 1990-х годов.

Ликвидация голода к 2030 году — это была цель, поставленная Организацией Объединенных Наций пять лет назад. В 2015 году это звучало амбициозно, но казалось достижимым, учитывая глобальное улучшение ситуации с продовольствием за последние 30 лет. Как ни странно, с 2016 года прогресс стал замедляться, во многом из-за войн. 60 % голодающих людей живут в странах, охваченных вооруженными конфликтами. Теперь это усугубляется пандемией, которая грозит уничтожить огромную работу, которая была проделана на протяжении многих лет для искоренения бедности.

Уровни крайней бедности за последние 30 лет удалось снизить на 85%, с примерно 2 миллиардов в 1990 году до примерно 700 миллионов в 2015 году, в том числе благодаря экономическому росту. На четверть уменьшилось количество голодающих. К сожалению, за последние четыре года ситуация значительно ухудшилась. Согласно отчету ООН “Состояние продовольственной безопасности и питания в мире”, опубликованному в июле. Это на 10 миллионов больше, чем в 2018 году, и почти на 60 миллионов больше, чем 5 лет назад. Еще больше ухудшилась статистика острого голода, то есть голода, который возникает внезапно и болезненно, нарушая период относительного изобилия. Его уровень повысился почти на 70%.

Согласно июльскому отчету ООН, в 2019 году голодали около 690 миллионов человек. Это на 10 миллионов больше, чем в 2018 году, и почти на 60 миллионов больше, чем 5 лет назад.Проблема голода в основном затрагивает Азию: 381 миллион (включая Монголию, Ирак, Афганистан, Индию, Пакистан, Бангладеш, Индонезию, Восточный Тимор) и Африку: 250 миллионов (включая Чад, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Либерия, Республика Конго, Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Лесото, Свазиленд), но также Латинская Америка и Карибский бассейн: 48 миллионов (включая Венесуэлу, Боливию, Никарагуа, Гватемалу, Гаити). В пересчете на население это означает, что каждый пятый африканец (19,1%), каждый 12-й азиат (8,3%) и каждый 14-й человек (7,4%) в Латинской Америке страдают от недоедания. Хотя в абсолютном выражении Азия является самой голодной по количеству людей, рост голода вызывает наибольшее беспокойство в Африке. Если этот темп сохранится или увеличится, к 2030 году более половины хронически голодающего населения будет проживать в Африке.

К концу 2020 года количество хронически голодающих (около 690 миллионов на конец 2019 года) может увеличиться на 130 миллионов в результате пандемии COVID-19, а количество людей, страдающих от сильного голода, может удвоиться до 265 миллионов. Еще 300 миллионов человек будут испытывать дефицит самых важных питательных веществ. Больше всего пострадают страны с низким уровнем дохода, не готовые к ликвидации последствий стихийных бедствий. Большинство населения работает неполный рабочий день без какого-либо социального обеспечения. Как бы то ни было, пандемия никого не пощадила, в том числе страны, которые до ее вспышки экономически развивались, такие как Нигерия и Замбия, экспортировавшие ресурсы, или Гамбия и Иордания, которые жили за счет туризма.

Всемирный банк прогнозирует, что в 2020 году мировая экономика сократится на 5,2%. (во время финансового кризиса 2008 г. динамика ВВП в глобальном масштабе он был незначительно отрицательным и составил -0,1%). Для развитых стран это означает рост безработицы и, в лучшем случае, снижение уровня жизни, в то время как население развивающихся стран сталкивается с реальной угрозой. По данным Всемирного исследовательского института экономики развития Университета Организации Объединенных Наций (UNU-WIDER), если ВВП упадет на 5%, еще 85 миллионов человек попадут в крайнюю нищету, а это значит, что им придется выживать менее чем на два доллара в день. При таком количестве не может быть и речи о диете, богатой молочными продуктами, фруктами, овощами и белками, которые необходимы для развития и здоровья человека. В 2019 году почти 30 % детей в возрасте до пяти лет не достигли нормального роста и веса из-за недоедания.

Годы прогресса будут покрыты регрессом

Пандемия угрожает обратить вспять десятилетия прогресса, который вывел миллионы людей из крайней нищеты. Богатые страны подстегнули свою экономику пакетами стимулов на миллиарды долларов. О такой роскоши могут только мечтать отсталые в цивилизованном отношении страны бывшего третьего мира. Миллионы людей, занимающихся небольшими услугами — владельцы отелей, владельцы магазинов, водители такси, туристические гиды — лишились средств к существованию и возможности содержать свои семьи в одночасье. Экономический спад неизбежно приведет к сокращению бюджетных ресурсов, а это означает, что многим из этих стран придется ограничить импорт продовольствия. В 2019 году почти 100 миллионов человек получили помощь от Мировой продовольственной программы, из которых 30 миллионов полностью зависели от нее. Эти цифры будут расти.

Голод обычно возникает не из-за отсутствия продуктов питания, а из-за денег, из-за гиперинфляционных скачков цен или просто бедности, но также из-за сбоев в цепочках поставок. И они были сломаны во время пандемии в беспрецедентных масштабах. Даже во время Второй мировой войны цепочки поставок не прекращались. Это может иметь катастрофические последствия для стран Африки к югу от Сахары, которые ежегодно импортируют около 40 миллионов тонн зерновых со всего мира для удовлетворения потребностей населения в продовольствии.

Поднимается новая волна беженцев

Голод вызывает волны беженцев и в этом смысле, как и война, является источником нестабильности. Оба явления часто идут рука об руку. За последнее десятилетие население стран, погрязших во внутренних и внешних войнах, таких как Афганистан, Ливия, Сирия, Йемен и Демократическая Республика Конго, искало убежища от голода и войны, штурмовав Европу. Исследование Мировой продовольственной программы показывает, что между голодом и миграцией существует соотношение 1: 2. Один процент увеличения голода в данной стране соответствует 2 % увеличения миграции.

Не сравнимо с прошлыми эпидемиямиВсемирная продовольственная программа, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций и Международный фонд сельскохозяйственного развития Организации Объединенных Наций подсчитали, что дополнительные инвестиции составят 265 миллиардов долларов ежегодно – 0,3 % прогнозируемый мировой доход — можно искоренить бедность и голод к 2030 году. Сумма огромна и будет увеличиваться из-за пандемии, но в пределах «богатого Севера». Тем более, что он хочет остановить бесконтрольный наплыв мигрантов. Не требуется большого воображения, чтобы представить себе последствия пандемического голода в странах «бедного Юга» с точки зрения нелегальной миграции.

Пандемия нарушила мировую торговлю товарами, которые ранее пострадали в результате таможенной войны между США и Китаем. В странах с развивающейся экономикой торговля и иностранные инвестиции являются источником как твердой валюты, так и ноу-хау. Поэтому глобальный экономический кризис представляет для них жизненную угрозу. К счастью, восстановление экономической ситуации в Китае во втором квартале привело к росту цен на сырьевые товары, что, в свою очередь, принесло пользу развивающимся странам, богатым нефтью, металлами и другими сырьевыми товарами. Согласно данным Всемирного банка, через три года после эпидемий SARS, MERS, Эбола и Зика инвестиции в экономики, пострадавшие от кризиса, сократились в среднем на 9%. Кроме того, производство на одного работника составило почти на 4 % ниже. Ущерб, нанесенный COVID-19, вероятно, будет намного серьезнее.

Вслед за Федеральной резервной системой США центральные банки более чем 40 развивающихся стран снизили процентные ставки — намного больше, чем в 2008 году. Правительства предлагали различные виды гарантий по кредитам для поощрения кредитования, а финансовые регуляторы снизили пруденциальные пороги для банков и объявил мораторий на погашение кредитов. Однако, когда перспективы роста слабые и неопределенные, предприниматели не хотят вкладывать средства, даже если они могут привлечь средства.

Миллиардеры — важный ход

После десятилетий прогресса в борьбе с голодом шок спроса и предложения, поразивший все уголки земного шара, грозит обречь миллионы людей на нищету и недоедание. Вопрос об искоренении голода к 2030 году не стоит. Все дело в ограничении и уменьшении потерь. Международные институты не могут справиться с этой проблемой в одиночку. Страны «богатого севера» полностью зациклились на второй волне пандемии. Статистика заболеваемости настолько высока, что, несмотря на экономические издержки, в западном мире назревает новый раунд запретов. Может быть, пора самым богатым людям засвидетельствовать свою социальную ответственность?

Во всем мире насчитывается более двух тысяч миллиардеров с общим состоянием в 8 триллионов долларов. Только в Соединенных Штатах активы 12 миллионеров в августе 2020 года превысили 1 триллион долларов. За два года они увеличили свое состояние на 40%, это: Джефф Безос, Илон Маск и Марк Цукерберг заработали миллиардный капитал на пандемии. В этом контексте стоит процитировать заставляющие задуматься слова Дэвида Бизли, исполнительного директора Мировой продовольственной программы: «Я ничего не имею против зарабатывания денег, но человечество сталкивается с величайшим кризисом, который мы когда-либо видели в своей жизни».

-2