Найти тему
Ваби Саби Стиль

Алфред Стиглиц. Классик искусства фотографии

Оглавление

Алфред Стиглиц (1864-1946) — сторонник модернистского движения в искусстве, издатель, писатель, владелец галереи и, возможно, самый значимый фотограф своего времени. Он сыграл ключевую роль в продвижении и исследовании фотографии как вида искусства.

Ранняя жизнь и деятельность

Отец Алфреда — Эдвард Стиглиц, немецкий еврей, переехал в Соединенные Штаты в 1849 году и разбогател на швейном бизнесе. В 1881 году старший Стиглиц продал свой бизнес, чтобы посвятить себя познанию искусства и путешествиям по Европе.

В 1882 году Алфред Стиглиц поступил в Берлинскую Высшую Техническую школу, чтобы изучать инженерное дело, но эта тема явно не пришлась ему по душе. В тот же период он посвятил себя фотографии.

Казалось, что это увлечение не отвлекало его от роли «принца-студента», который проводил большую часть своего времени на ипподромах и в кафе, смотрел оперы Рихарда Вагнера и развлекал молодых женщин менее богатых классов. Тем не менее, к 1887 году он стал достаточно опытен, чтобы выиграть первое и второе места в конкурсе «Праздничная работа» ведущего английского журнала Amateur Photographer.

Алфред Стиглиц. Мокрый день на бульваре, Париж. 1894
Алфред Стиглиц. Мокрый день на бульваре, Париж. 1894

В 1890 году, после восьми лет свободной жизни, в основном в Германии, Стиглиц вернулся в Соединенные Штаты. Он был убежден, что фотографию следует считать изобразительным искусством, по крайней мере потенциально равным живописи и традиционной графике, а он привык добиваться своего. 

В 1892 году Алфред Стиглиц стал редактором журнала Camera Notes — должность, которая позволила продвигать фотографов и близкую ему политику.

Алфред Стиглиц
Алфред Стиглиц

Фото-Сецессион

В начале 1902 года Стиглиц объявил о существовании новой организации под названием «Фото-Сецессион».

Название этой группы - это отсылка к сепаратистским группам художников, сформированным в Германии и Австрии в 1890-х годах. Как и ее европейские аналоги, эта группа демонстрировала отход от скучных и обычных идей. Фотография рассматривалась не только как инструмент документирования, но и как новый способ выражения и творчества.

Алфред Стиглиц. Терминал. 1892
Алфред Стиглиц. Терминал. 1892

Фактически, все фотографы-сепаратисты в большей или меньшей степени являлись приверженцами Пикториалистического стиля. Они совмещали жанровые  традиционные сюжеты и приемы, скрывающие фактический реализм фотографии смягчающим туманом. 

Алфред Стиглиц. Зима, Пятая авеню. 1892
Алфред Стиглиц. Зима, Пятая авеню. 1892

Большая часть ранних работ Алфреда Стиглица была сентиментальной или условной. Исключение составляют те кадры, которые соответствуют собственной жизни и месту фотографа. Например, такие как «Зима, Пятая авеню» или «Терминал» (оба 1892 года). Это решение сложных технических задач, которые Стиглиц любил.

В январе 1903 года выходит первый номер ежеквартального издания Стиглица под названием «Операторская работа». Качество журнала было экстраординарным, многие из его гравюрных репродукций, сделанных с негатива фотографа, до сих пор ценятся коллекционерами.

Алфред Стиглиц. Третий класс. 1907
Алфред Стиглиц. Третий класс. 1907

В конце 1905 года, при поддержке своего молодого протеже Эдварда Стайхена, Алфред Стиглиц открыл «Маленькие галереи Фото-Сецессиона». Название вскоре сократилось до «291» — адреса галереи на Пятой авеню в Нью-Йорке.

К сезону 1909 года галерея ачала продвигать прогрессивное искусство художников, скульпторов и граверов.

Алфред Стиглиц. Нью-Йорк. 1910
Алфред Стиглиц. Нью-Йорк. 1910

В 1915 году Стиглиц вернулся к созданию собственных фотографий. Его работы очистились от старых художественных поз и манипуляций в темной комнате и были посвящены ясному наблюдению за фактами.

В 1916 году он создал удивительную серию, изображающую Эллен Кенигер в купальном костюме — возможно, самые радостные сексуальные снимки, созданные фотографией.

Новые взгляды Стиглица оказались несовместимы с взглядами большинства фотографов-любителей, составлявших основную часть подписчиков «Операторской работы».

С началом Первой мировой войны прогерманские настроения Стиглица оттолкнули многих. 

Обложка и разворот журнала «Операторская работа». 1916
Обложка и разворот журнала «Операторская работа». 1916

Один за другим самые важные члены Фото-Сецессиона — Кесебье, Стайхен, Уайт — все в конце концов порвали с ним, и к 1917 году галерея «291» закрылась.

Алфред Стиглиц и Джорджия О’Кифф

В 1916 году Алфред Стиглиц впервые увидел работы американской художницы Джорджии О’Кифф (1887 – 1986) и был поражен выразительной силой ее больших абстрактных рисунков.

Он устроил ее первую персональную выставку в галерее «291». Алфред фотографировал О’Кифф, позировавшую на фоне своих работ. Это стало началом экстраординарного сотрудничества, которое длилось более 20 лет и привело к созданию более 300 фотографий.

Стиглиц и О’Кифф поженились в 1924 году.

Алфред Стиглиц. Джорджия О’Киф. 1918
Алфред Стиглиц. Джорджия О’Киф. 1918

Портреты О’Киф были сделаны в период с 1918 по 1937 год. Ранние чувственные изображения были сделаны в студии и напечатаны на платиновой и палладиевой бумаге, что дало прекрасный тональный диапазон. 

Поздняя Карьера

Освободившись от обязанностей издателя, редактора и (на некоторое время) владельца галереи, Стиглиц начал (а ему было уже за 50) самый оригинальный и продуктивный период своей жизни.

Алфред Стиглиц. Эквиваленты. 1916
Алфред Стиглиц. Эквиваленты. 1916

Между 1925 и 1934 годами Стиглиц сделал серию снимков облаков. "Эквиваленты", как он стал их называть, являются одними из первых намеренно абстрактных фотографических произведений искусства и были признаны его самым важным вкладом в фотографию.

Целью Стиглица было не раскрыть сущность облаков, а преобразовать их в абстрактный язык форм, выражающий его чувства. Убирая все ориентиры и позволяя просматривать фотографии в любой ориентации, Стиглиц «дестабилизировал ваши отношения с природой, чтобы вы меньше думали о природе, не отрицая, что это фотография облаков, но больше думать о чувствах, которое они вызывают». (Сара Гриноу, 1995)

Алфред Стиглиц. Тополя, озеро Джорджия. 1932
Алфред Стиглиц. Тополя, озеро Джорджия. 1932

Алфред Стиглиц по прежнему продолжал поддержку модернизма. Он открыл две галереи: «Интимная галерея» с 1925 по 1929 год, и «Американское место» с 1929 года до своей смерти в 1946 году.

Вклад Алфреда Стиглица в культурную жизнь своей страны был многогранным и разносторонним, им вдохновлялись не только его соотечественники Юсуф Карш и Франческа Вудмен, но и такие европейские мастера, как Ман Рей, Франтишек Дртикол и Мирослав Тихий.

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Алфред Стиглиц. Классик искусства фотографии.

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!