Алфред Стиглиц (1864-1946) — сторонник модернистского движения в искусстве, издатель, писатель, владелец галереи и, возможно, самый значимый фотограф своего времени. Он сыграл ключевую роль в продвижении и исследовании фотографии как вида искусства.
Ранняя жизнь и деятельность
Отец Алфреда — Эдвард Стиглиц, немецкий еврей, переехал в Соединенные Штаты в 1849 году и разбогател на швейном бизнесе. В 1881 году старший Стиглиц продал свой бизнес, чтобы посвятить себя познанию искусства и путешествиям по Европе.
В 1882 году Алфред Стиглиц поступил в Берлинскую Высшую Техническую школу, чтобы изучать инженерное дело, но эта тема явно не пришлась ему по душе. В тот же период он посвятил себя фотографии.
Казалось, что это увлечение не отвлекало его от роли «принца-студента», который проводил большую часть своего времени на ипподромах и в кафе, смотрел оперы Рихарда Вагнера и развлекал молодых женщин менее богатых классов. Тем не менее, к 1887 году он стал достаточно опытен, чтобы выиграть первое и второе места в конкурсе «Праздничная работа» ведущего английского журнала Amateur Photographer.
В 1890 году, после восьми лет свободной жизни, в основном в Германии, Стиглиц вернулся в Соединенные Штаты. Он был убежден, что фотографию следует считать изобразительным искусством, по крайней мере потенциально равным живописи и традиционной графике, а он привык добиваться своего.
В 1892 году Алфред Стиглиц стал редактором журнала Camera Notes — должность, которая позволила продвигать фотографов и близкую ему политику.
Фото-Сецессион
В начале 1902 года Стиглиц объявил о существовании новой организации под названием «Фото-Сецессион».
Название этой группы - это отсылка к сепаратистским группам художников, сформированным в Германии и Австрии в 1890-х годах. Как и ее европейские аналоги, эта группа демонстрировала отход от скучных и обычных идей. Фотография рассматривалась не только как инструмент документирования, но и как новый способ выражения и творчества.
Фактически, все фотографы-сепаратисты в большей или меньшей степени являлись приверженцами Пикториалистического стиля. Они совмещали жанровые традиционные сюжеты и приемы, скрывающие фактический реализм фотографии смягчающим туманом.
Большая часть ранних работ Алфреда Стиглица была сентиментальной или условной. Исключение составляют те кадры, которые соответствуют собственной жизни и месту фотографа. Например, такие как «Зима, Пятая авеню» или «Терминал» (оба 1892 года). Это решение сложных технических задач, которые Стиглиц любил.
В январе 1903 года выходит первый номер ежеквартального издания Стиглица под названием «Операторская работа». Качество журнала было экстраординарным, многие из его гравюрных репродукций, сделанных с негатива фотографа, до сих пор ценятся коллекционерами.
В конце 1905 года, при поддержке своего молодого протеже Эдварда Стайхена, Алфред Стиглиц открыл «Маленькие галереи Фото-Сецессиона». Название вскоре сократилось до «291» — адреса галереи на Пятой авеню в Нью-Йорке.
К сезону 1909 года галерея ачала продвигать прогрессивное искусство художников, скульпторов и граверов.
В 1915 году Стиглиц вернулся к созданию собственных фотографий. Его работы очистились от старых художественных поз и манипуляций в темной комнате и были посвящены ясному наблюдению за фактами.
В 1916 году он создал удивительную серию, изображающую Эллен Кенигер в купальном костюме — возможно, самые радостные сексуальные снимки, созданные фотографией.
Новые взгляды Стиглица оказались несовместимы с взглядами большинства фотографов-любителей, составлявших основную часть подписчиков «Операторской работы».
С началом Первой мировой войны прогерманские настроения Стиглица оттолкнули многих.
Один за другим самые важные члены Фото-Сецессиона — Кесебье, Стайхен, Уайт — все в конце концов порвали с ним, и к 1917 году галерея «291» закрылась.
Алфред Стиглиц и Джорджия О’Кифф
В 1916 году Алфред Стиглиц впервые увидел работы американской художницы Джорджии О’Кифф (1887 – 1986) и был поражен выразительной силой ее больших абстрактных рисунков.
Он устроил ее первую персональную выставку в галерее «291». Алфред фотографировал О’Кифф, позировавшую на фоне своих работ. Это стало началом экстраординарного сотрудничества, которое длилось более 20 лет и привело к созданию более 300 фотографий.
Стиглиц и О’Кифф поженились в 1924 году.
Портреты О’Киф были сделаны в период с 1918 по 1937 год. Ранние чувственные изображения были сделаны в студии и напечатаны на платиновой и палладиевой бумаге, что дало прекрасный тональный диапазон.
Поздняя Карьера
Освободившись от обязанностей издателя, редактора и (на некоторое время) владельца галереи, Стиглиц начал (а ему было уже за 50) самый оригинальный и продуктивный период своей жизни.
Между 1925 и 1934 годами Стиглиц сделал серию снимков облаков. "Эквиваленты", как он стал их называть, являются одними из первых намеренно абстрактных фотографических произведений искусства и были признаны его самым важным вкладом в фотографию.
Целью Стиглица было не раскрыть сущность облаков, а преобразовать их в абстрактный язык форм, выражающий его чувства. Убирая все ориентиры и позволяя просматривать фотографии в любой ориентации, Стиглиц «дестабилизировал ваши отношения с природой, чтобы вы меньше думали о природе, не отрицая, что это фотография облаков, но больше думать о чувствах, которое они вызывают». (Сара Гриноу, 1995)
Алфред Стиглиц по прежнему продолжал поддержку модернизма. Он открыл две галереи: «Интимная галерея» с 1925 по 1929 год, и «Американское место» с 1929 года до своей смерти в 1946 году.
Вклад Алфреда Стиглица в культурную жизнь своей страны был многогранным и разносторонним, им вдохновлялись не только его соотечественники Юсуф Карш и Франческа Вудмен, но и такие европейские мастера, как Ман Рей, Франтишек Дртикол и Мирослав Тихий.
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Алфред Стиглиц. Классик искусства фотографии.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!