Все, кто следит за дискуссиями по темам космонавтики, это встречали в комментариях много раз. Когда наиболее рьяные пУтриотыв попытках объявить любые пилотируемые полеты США фальшивкой начинают иронизировать над тем, что, мол, их спускаемые аппараты почему-то совсем не обгорели при торможении в атмосфере. Подобное заявляется даже о "Крю Дрэгоне", а уж говорить подобное об "Аполлонах" им, как говорится, "сам бог велел". Разберемся же в этом вопросе.
Известно, что при гиперзвуковом полете носовая оконечность тела порождает ударную волну, напоминающую конус, угол раскрыва которого зависит от соотношения скорости аппарата и скорости звука. Наибольший нагрев имеет место на лобовых поверхностях, где ударная волна примыкает к обшивке. На боковых же поверхностях, от которых конус уже отходит, нагрев значительно меньше. Что видно, например, по этому чертежу.
Откуда это взято? Вот здесь. Из материалов семинара по фундаментальным проблемам аэродинамики в формате видеоконференции ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, ИТПМ СО РАН, СПбПУ, ИМех МГУ. Но, конечно, нелетальщики отлично понимают, что вся мировая наука уже полвека занята не темой "гиперзвукового обтекания тел вязкой неравновесной смесью газов", и не созданием новых космических аппаратов, а только лишь прикрытием "лунной аферы". Удивительно, но этих "подправленных в интересах коварной НАСЫ" законов физики все же хватило, чтобы успешно слетал "Буран", у которого почему-то тоже боковые поверхности были защищены менее термостойким покрытием белого цвета, в отличие от встречающих раскаленный поток нижней и лобовой поверхностей крыла и фюзеляжа, защищенных наиболее термостойким черным покрытием.
Итак, наибольшему нагреву и обгоранию подвергается днище спускаемых аппаратов космических кораблей, которое в случае приводнения оказывается под водой и не особо видно. Однако кое-что достается и боковой поверхности. Здесь важно понимать, что не вся она находится в одинаковых условиях. Сущность управляемого спуска, используемого на "Аполлонах", "Союзах" и ВСЕХ последующих пилотируемых кораблях ВСЕХ стран, состоит в том, что спускаемый аппарат удерживается несимметрично относительно потока.
Благодаря этому на нем возникает подъемная сила. Управляя ее направлением, можно в желаемой степени замедлять погружение аппарата в более низкие и плотные слои атмосферы и тем самым в широких пределах управлять по своему желанию возникающими перегрузками и местом посадки. Слегка несимметричное обтекание приводит к тому, что какая-то часть боковой поверхности оказывается передней, более нагретой, а другая - кормовой. Вот теперь мы уже готовы рассмотреть фото приводнившегося "Аполлона".
Итак, с правой стороны мы видим входной люк и несколько иллюминаторов. Понятно, что ни один конструктор не поставит такие уязвимые узлы в лобовой части аппарата. Таким образом, ясно, что передняя часть находится слева. Еще одно обстоятельство - для устойчивого полета центр тяжести спускаемого аппарата должен быть несколько смещен вперед. Опять-таки, то что мы видим на снимке, вполне этому соответствует - море спокойное, но некоторый крен влево отчетливо заметен. Правее и ниже голубоватого квадратного иллюминатора заметно прикрытое красноватым треугольником крепления надувного баллона сопло одного из двигателей управления посадкой. Как ему и положено, он находится в хвостовой половине корабля.
А что с обгоранием? Тоже все, как и должно быть - лобовая часть повреждена больше. Обнажилась даже структура покрытия, связанная с технологией его нанесения в виде узких полос. Обгоревшее покрытие довольно повреждено механически. Какие-то обуглившиеся части отлетали еще во время торможения, что-то не выдержало встряски при срабатывании парашютной системы, но многое было содрано мощным потоком воды во время приводнения. Взгляните на этот снимок - в момент приводнения командный модуль "Аполлона" на какое-то время практически полностью уходит под воду.
Теперь попробуйте сами найти эти же элементы - крен корабля, сопла двигателей управления на снимке корабля одной из последних лунных экспедиций. Заметно, что технология нанесения покрытия изменена, оно стало механически более стойким, так что сильно обгоревшие участки почти не облетели и их обгорание стало заметнее. Подобных усовершенствований по ходу программы вносилось немало. Снимок сделан уже после эвакуации экипажа, когда авианосец приблизился, чтобы принять командный модуль на борт. Виден уже вываленный кран в кормовой части корабля, выстроившаяся у бортов, чтобы подать концы или оказать какую-то помощь (а то и поглазеть-поснимать) команда.
А теперь вспомним еще одну историю. Понятно, что эвакуация экипажа из находящегося на плаву аппарата, подъем капсулы на борт корабля - все это важные элементы миссии. Недопустимо привезти образцы с Луны и утопить их по неловкости уже после приводнения. Нельзя приспосабливаться к выполнению этих работ уже по ходу дела, экспромтом. Однако многое можно отработать не на настоящем летном образце корабля, а на упрощенном полноразмерном макете. Не все поначалу идет гладко, к тому же внезапно ухудшившаяся погода может привести к потере такой болванки. Одну из них выловили наши моряки и привезли в Мурманск после чего передали американцам. Но среди "нелетальщиков" важнейшим догматом их веры является то, что мурманская находка - и есть "Аполлон-13", который совершил суборбитальный полет и плюхнулся неподалеку в океане прямо на глазах отслеживавших американские старты советских кораблей.
Не буду давать сейчас оценку глупости этой легенды, займемся только внешним видом этой болванки. Для начала воспроизведу уже публиковавшийся в одной из моих статей чертеж головной части "Сатурна-5" с кораблем "Аполлон".
Как видите, корабль располагается практически открыто. Впрочем, фотография, наверное, будет убедительнее.
Я хотел найти и сопоставить снимки, показывающие, насколько мурманский "аполлон" (здесь уж действительно в кавычках!) непохож на настоящий. Но, к счастью, один из нелетальщиков сделал эту работу за меня:
Лучшего и найти невозможно. Даже при самом беглом взгляде в первые же секунды видны иллюминаторы на корпусе и на входном люке, сопла двигателей управления спуском, совсем другая маркировка - всё чего нет на мурманской тренировочной болванке. Достаточно было бы одного из зрителей старта с биноклем или камерой с мощным объективом - и афера (если бы она была!) оказалась бы разоблачена. Но самыми главными ее разоблачителями стали бы... ракетомоделисты! Приведем некоторые выдержки из книги нашего знаменитого призера чемпионатов мира и Европы В.С.Рожкова (нелетальщики, высказывающие свои "ценнейшие" суждения о ракетной технике, о нем, несомненно, и не слышали) "Спортивные модели ракет" 1984 года издания.
Итак, категория спортивных ракетомоделей S5 - модели-копии на высоту полета (сравните подход к делу с "доказательствами" нелетальщиков, взятыми от каких-то неведомых фриков):
Спортсмен обязан представить в судейскую коллегию фотографию прототипа и его чертеж в трех проекциях, по которому выполнялся рабочий чертеж модели-копии. В качестве чертежа прототипа можно использовать только взятый из официального печатного издания или заводской заверенный чертеж, а также чертеж выпущенный (утвержденный) ЦСТКАМ ДОСААФ СССР. На чертеже должны быть изображены основные узлы и детали, а также даны окраска и опознавательные знаки...
...Стендовая оценка моделей-копий, которая может составить 850 очков, суммируется из оценок за полноту и достоверность технической документации (до 50 очков), за точность соблюдения масштаба (до 300 очков), за качество изготовления (до 300 очков) и за степень сложности (до 200 очков.)
П о л н о т а и д о с т о в е р н о с т ь т е х н и ч е с к о й д о к у м е н т а ц и и. Чертежи, фотографии и рисунки должны подтверждать все детали модели-копии. Техническая документация позволяет установить степень внешней подробности прототипа, определяемую по чертежам и рисункам (до 25 очков),и степень внешней подробности прототипа, окраски и маркировки, определяемая по фотографиям (до 25 очков).
Максимальное количество очков за техническую документацию может быть начислено, если участник предоставляет:
официально подтвержденный чертеж прототипа, имеющий не менее десяти линейных размеров и трех диаметров;
одну цветную фотографию прототипа в целом, с четко видимой окраской и маркировкой;
не менее трех фотографий отдельных частей и деталей прототипа;
рабочий чертеж модели, позволяющий сравнивать ее с чертежом прототипа.
Т о ч н о с т ь с о б л ю д е н и я м а с ш т а б а. Оценку корпуса, головной части и стабилизаторов проводят в соответствии с отклонениями размеров модели от размеров прототипа, деленных на масштаб и выраженных в процентах. За отклонение размеров менее 1 % - 25 очков, от 1 до 5 % - 20 очков, от 5 до 10 % - 10 очков, от 10 % и более - 0 очков.
На корпусе и головной части измеряют длину головной части, длину корпуса, общую длину и диаметр корпуса, а на стабилизаторах или эквивалентах - длину, ширину, толщину и общий размах.
Оценка за соответствие окраски модели окраске прототипа по представленным фотографиям, чертежам или иным источникам составляет до 50 очков.
Соответствие маркировки модели маркировке прототипа оценивается так же.
Если прототип не имеет маркировки, то очки за нее не начисляют.
Опустим главу об оценке качества изготовления и перейдем к степени сложности:
При оценке степени сложности учитывают:
симметрию корпуса, головной части, переходников, ферм, стабилизаторов или эквивалентов в целом;
количество действующих ступеней, работающих двигателей, переходников ферм, корпусов, стабилизаторов или эквивалентов;
сложность и количество деталировки;
сложность окраски и маркировки;
степень трудности в приспособлении ракеты к полету.
По каждому из показателей степени сложности начисляется до 40 очков (всего - до 200).
Применение для изготовления модели готовых наборов, посылок или деталей влечет снижение оценки по пункту "Степень сложности".
Впрочем, это - категория моделей, соревнующихся еще и на высоту полета. Так что при посредственной стендовой оценке спортсмен может надеяться выехать на каких-то умопомрачительных результатах полетной демонстрации. Но ведь есть еще и категория S7 - модели-копии на реализм полета! Фрагменты из правил соревнований в этом классе мы приводить не будем, тем более, что они во многом подобны. Перейдем сразу к тому разделу книги, где дается обзор моделей этой категории. Понятно, что модели ракет с развитыми стабилизаторами, вроде метеорологических, для моделирования куда проще - устойчивость их в полете практически гарантирована. Но и высокие баллы за сложность на них не наберешь! С космическими ракетами - дело другое.
К прототипам высшей трудности можно отнести ракеты-носители космических кораблей "Восток", "Союз", ракеты-носители "Сатурн-1B", "Сатурн-V". Так призерами всех мировых и европейских чемпионатов становились спортсмены, выступавшие с копиями названных ракет. Постройка копий этих носителей по плечу лишь опытным моделистам.
Тут даже обычную пластмассовую модель самолета для домашней коллекции прилично не сделаешь, ограничиваясь только инструкцией - приходится обкладываться фотографиями прототипа для выяснения массы вопросов. Что уж говорить о чемпионах, которые эти фотографии изучают с лупой и чуть ли не с микрометром! Казалось бы, именно от них и должно было пойти обвинение НАСА в фейковости лунных экспедиций. Но вот как раз среди них свидетелей лунного заговора и нет! А что же до нелетальщиков, то я сильно сомневаюсь, чтобы они не то, что смогли бы создать модель, удовлетворяющую всем требованиям правил, но просто полностью их прочитать и осмыслить.