Начнём с того, что такое «подводка»?
"Подводками" на радио называют небольшой текст, который линейный ведущий или RDJ говорит между песенными блоками.
Почему именно «подводка» стала термином для текста? Наверное, это потому что она «ведёт» из пункта «А» в пункт «Б». Эти короткие информативные выходы должны к чему-то приводить - к песни, к новости, к погоде, к интерактиву или передачи.
Главной задачей «подводки» является, удержание внимания слушателей или «раскачка» аудитории. Подводка хороша, когда на неё хочется ответить. Возможно, согласиться с ведущим или, наоборот, вступить в спор, а может просто улыбнуться, получив от текста положительный заряд. Подводка должна цеплять. Понаблюдайте за собой во время прослушивания любимого радио. Если вы улыбаетесь на голос радиоведущего или от сюжета его подводки, то он делает свою работу хорошо.
Какой объём текста должна содержать подводка?
Средняя продолжительность – от 15 до 30 секунд. Приблизительно 3-10 предложений. Это не строгий регламент. Если темп эфира бодрый, то за 30 секунд можно сказать и чуть больше. Количество и распределение по часу эфира регулируется так называемым «клоком».
«Клок» – это схема одного часа эфира радиостанции. Говоря человеческим языком, в 1 часе ведущий читает от 3-5 подводок, кол-во соответствует выходам в эфир.
Когда выходить с подводкой?
Здесь есть 2 традиционных варианта. Первый - радиоведущий выходит в эфир после фирменного джингла-отбивки, второй- на окончание песни. Если с первым всё понятно, то со вторым нужно разобраться заранее. Дурным тоном считается выход на вокал. Когда играет песня, певец поёт, а вы уже читаете погоду. Получается полное «фуууууу». Если радиоведущий запланировал свою подводку на окончание песни, то он должен быть абсолютно уверен, что в «хвосте» нет припева и вокала. Второй вариант профессиональнее. Ведь радиоведущий владеет музыкальным материалом и знает песни, которые играют в эфире.
Как говорить подводки?
Основная задача ведущего эфира – удержать слушателя на волне. Эмоциональную подачу подводки диктует формат радиостанции. Никогда опытный радиоведущий не будет устраивать «эгегей» на лаунж-станции. Если мы говорим про энергичное танцевальное радио, то представлять песни, звучащие в эфире, нужно максимально ярко. У слушателя должно складываться впечатление, что он свой, его понимают, что с ним на одной волне. Объявлять песни нужно вкусно.
Помимо представления музыкальных композиций, радиоведущий должен создавать позитивный фон, будь то танцевальная станция или релакс- волна. Очень хорошо, когда подводки не пустые, а полезные. Например, прогноз погоды, интересный факт из биографии артиста или комментарий к его постам в социальных сетях, приветы и поздравления в эфире, розыгрыши призов и подарков (интерактивы). Все это и есть подводки к линейному эфиру радиостанции.
Какие виды подводок существуют?
Различают несколько типов подводок. Опять повторюсь, что это не истина в последней инстанции, не строго регламентированная структура. Конечный вариант текста радиоведущего всегда индивидуален. Это творчество, а оно не шаблонно! Но, всё-таки, опорные точки есть. Есть подводки, которые вы всегда слышите в эфире:
1. Подводка-приветствие.
В начале каждого часа. Обычно это ответы на вопросы:" Кто в студии?"," В какой студии?"," И сколько он там планирует пробыть?". Обязательно прозвучит название радиостанции, пожелание доброго дня, вечера и переход к песни.
2. Подводка-анонс.
Название говорит само за себя. Это анонс предстоящих игр, рубрик, интервью, лучших песен часа (иногда с отрывками из них), программ, вечерних и утренних шоу. Иногда, это подводка может быть без привязки к эфирной сетке. Когда ведущему необходимо анонсировать организуемые радиостанцией или спонсорами вечеринки, концерты и другие акции (эфирные и не эфирные). Тут важно понимать, что читать всю «программу передач» не нужно - не «слушабельно». Мы или говорим про акции, или про сетку вещания.
3. Я называю их так. «Подводка- актуалочка».
Важная информация: прогноз погоды, курс валют, ситуация на дорогах. Вот тут без самодеятельности. Информация берётся из официальных источников со ссылкой на них. Основное требование: предоставление только полезной и точной информации без ненужных подробностей. С чувством, с толком, с расстановкой.
4. Подводка-интерактив.
Это «тест-подводка». Именно здесь ведущий может понять активность целевой аудитории. Проверить обратную связь. К интерактивам на радио относят: конкурсы в социальных сетях, розыгрыши, конкурсы со звонками в прямой эфир, столы заказов. Всё, что заставляет людей говорить с вами. Интерактивы могут быть с приглашением слушателя в эфир ( конкурсы со звонками в студию) и без его прямого участия (зачитываются приветы, поздравления, результаты конкурса в социальных сетях).
5. Подводка-наблюдение (тоже моё название).
В подводке этого типа, радиоведущий сообщает слушателям о том, что видел, прочитал, о каком-то курьёзном случае с его друзьями, артистами и.т. Может какой-то интересный факт о песне или её исполнителе. Здесь может быть и философский посыл - «на подумать», и юмор, и поддержка, и остренький, но приличный сарказм.
Это коротко о том, что такое «подводка» в мире радио. Любая импровизация хороша, но только тогда, когда она подготовлена.
Эфир нужно готовить! Это львиная доля работы линейного радиоведущего.
Всех мечтающих жду на своих мастер-классах, подробности @kseniyafoxspb. До встречи в эфире.