Союз гениального композитора-самоучки Ханса Циммера и самого крупного музыкального инструмента — церковного органа — подарил миру ряд легендарных произведений. Многие фильмы, ставшие культовыми в свое время, содержат в себе музыкальные темы, исполняемые на органе. За что любим и что из себя представляет игра на инструменте, звучавшем в "Интерстелларе", "Пиратах Карибского моря", "Начале" и других фильмах — об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что есть орган? Внушительные размеры и богатая отделка инструмента, сделавшего бы честь любому концертному залу, намекают на его принадлежность к церковно-религиозным обрядам. «Король всех инструментов» — именно так называют духовой орган за его массивность, огромный диапазон и разнообразие тембров . Уникальность органа заключается в том, что фактически он относится к духовым инструментам, при этом имея в своем арсенале тысячи клавиш, расположенных на разных мануалах (клавиатурах). Главной сложностью игры на органе считается то, что исполнитель должен одновременно виртуозно играть не только руками, но и ногами.
То, что мы видим на фотографии — фасад органа, его внешняя сторона. Стоит отметить, что этот фасад уникален и неповторим для каждого храма или зала, в котором он находится. За ним скрывается сложнейшая конструкция, способная подражать ангельским голосам, пению птиц, шуму прибоя и заменять целый оркестр. Духовой орган собран из труб, размер каждой из которых определяет высоту звучания, и клавиш, по своему строению схожих с клавишами рояля или пианино.
Богатый набор звуков, издаваемых органом, позволяет ему отыгрывать абсолютно любые по настроению партии. Это может быть космическая, неземная кинотема "Интерстеллара", эпический саундтрек к "Гладиатору", напряженное сопровождение "Начала", в начале нежная, а после — постепенно усиливающаяся мелодия, сыгранная Дэйвом Джонсом из "Пиратов Карибского моря". Диапазон оттенков, передаваемых органом, действительно поражает воображение, и вашему вниманию мы предлагаем несколько самых известных тем, написанных Хансом Циммером и исполненных на этом инструменте.
"Интерстеллар". Бесконечность космоса, одиночество, ностальгия по оставленной родине переданы в композиции к легендарному фильму 2014-го года. Саундтрек, сделавший всю кульминацию фильма, начинается с почти неслышных вступительных нот и почти сразу красиво раскрывает основную тему. Минорные интонации звучат нежно и пронзительно в тишине концертного зала, переливаясь колыбельным напевом, и наводят на сердце сладкую ностальгическую грусть, в точности передавая настроение самого фильма. На протяжении всей игры друг друга сменяют усиливающееся крещендо и спадающее диминуэндо, создавая впечатление бьющегося пульса музыки. Одно и то же сочетание нот повторяется в разных вариациях в исполнении органа, виолончели и флейты, и каждый инструмент вкладывает в произведение собственный неповторимый оттенок. К концу партии после заключительного крещендо звучание органа постепенно начинает затихать, ослабевая, пока наконец не утихает совсем. Саундтрек к "Интерстеллару" является одним из наиболее известных произведений современной музыки, исполняемым на органе, вписавшись в полотно фильма его неотделимой частью.
"Гладиатор". Война, бескомпромиссное соперничество, ревность, жестокость древнего Рима нашли свое отражение в следующем произведении Ханса Циммера, ставшего главной темой "Гладиатора". Зрелищные схватки обреченных бойцов, любовь, которая придает силы, предательство и страшное забвение передаются в нотах трагического шедевра с несчастливым концом. Композиция начинается тихо, на высоких переливчатых нотах органа, постепенно раскрываясь к середине темы. Вступительная завязка, передающая настроение Древнего Рима, отражает тоску уставших от войны людей, страх и бессилие гладиаторов и безнадежную любовь Максимуса. С неторопливым течением мелодии звучание инструмента становится ниже и увереннее, орган словно просыпается и начинает вести композицию к своей кульминации. У музыкального сопровождения "Гладиатора" нет ярко выраженной 'вершины' темы; суть мелодии заключается в повторах нескольких мотивов и фоновом звучании органа, который похоронно играет в последнем эпизоде фильма и придает ему драматические оттенки, так не похожие на динамичное исполнение в "Интерстелларе". Дух произведения — трагический, роковой и вместе с тем величественный; игрой на органе здесь показывается смирение смерти и вечная память погибшим.
"Пираты Карибского моря". Тема Дэйва Джонса, знаменитая музыка из игрушечной шкатулки, щемящая сердце. Произведение, в фильме исполняемое на рояле в каюте капитана "Летучего Голландца", в концертном зале представляется духовым органом. Нежные, высокие ноты, чем-то напоминающие игру на клавесине, звучат в абсолютной тишине концертного зала. Ближе к середине композиции мелодия замедляется, словно застывая, а после резко срывается в быстрый, напряженный темп, символизирующий морской шторм и будущие великие сражения Джонса. Одновременное исполнение духовой и клавишной партии, мрачное, эпическое звучание, постепенное развитие темы и усиливающееся крещендо переносят слушателя из уютной капитанской каюты в бушующее море, на родину Дэйва Джонса. Две минуты длится яркое представление органа, кульминация, известная часть партии и всего фильма, а после этого все обрывается, так же, как и в первый раз — игра прекращается, буря стихает, и зрители снова слышат нежные, тихие нотки рояля, больше похожие на звучание клавесина.
"Начало". Заглавный трек Ханса Циммера, сопровождение из фильма Кристофера Нолана начинается монотонной и однообразной мелодией, сквозь которую прорываются тревожные, мрачные отголоски надвигающейся развязки. Финал накатывает неожиданно; стремительные, оглушительные аккорды органа символизируют неоднозначный конец фильма и общую идею, постоянно держащую зрителя в напряжении. Весь альбом представлен достаточно тяжелыми для восприятия композициями, и во многих из них духовой орган играет главную роль при исполнении. Настроение здесь разительно отличается от остальных фильмов — в первую очередь тем, что в "Начале" нет однозначного зла и однозначного добра. При написании саундтреков для этого фильма Ханс Циммер делал упор на инструментах с широким диапазоном звучания — для полноты картины, — поэтому церковный орган удачно вписался в концепт картины.
Масштабность, размах и уникальное звучание органа придают сценам из фильма необходимую динамику и нужное настроение. Услышать вживую игру самого крупного музыкального инструмента, исполняющего партии ваших любимых произведений, вы сможете уже 6 декабря на зимнем концерте "Триумфальный орган". В первый день зимы во всей Европе начинается новогодний адвент, и концертный зал собора Яани приглашает вас на вступительное декабрьское мероприятие. Милости просим.