Этот альбом называют первым трэшевым винилом в СССР. В определенном смысле так оно и есть. "Металлизация" ФРОНТА на пластинке не выходила, SHAH первый релиз выпустят лишь на лейбле SNC несколько лет спустя, а дебют МАСТЕРА попал в магазины несколькими месяцами позже.
КРУИЗ, как известно, существовал в двух жанровых инкарнациях — хард-рок, частенько перемежающийся с хэви, и тяжелый ураганный спид-трэш, который ГАИНА и компания гнали в промежутке, пока АЛЕКСАНДР МОНИН действовал в другом составе. Впрочем, принадлежность КРУИЗА к трэшу подчас вызывает сомнения. Чаще всего эту среднюю форму проекта называли спидом, иногда даже пауэром, и до сих пор иногда можно напороться на споры о стиле. Одни считают группу строго хэви, другие — трэш, а третьим по фиг. Жанровая принадлежность в самом деле спорная, очевидно лишь одно: КРУИЗ не зацикливался в тесных рамках какого-либо одного направления. В равной степени причислять их можно и к Speed Metal, потому что скорость позволяла, и к Thrash Metal, потому что тяжесть и технические особенности соответствовали, и к Heavy Metal, разумеется.
- Песню "Мираж" почему-то изъяли из плейлиста на Яндекс.Музыка. В альбоме она стояла шестым номером, между "Иди же с нами" и "Время".
Но, как очевидна жанровая незацикленность группы на протяжении всей многолетней карьеры, так же очевидно и то, что этот альбом стал одним из самых в истории отечественной тяжелой музыки. В определенном смысле, он остается непревзойденным до сих пор. Конечно, стоит учитывать время, когда он вышел — в 1986 году, когда ВАЛЕРИЙ ГАИНА и СЕРГЕЙ ЕФИМОВ наиграли это демо в студии ДК АЗЛК, и в 1987-м, когда ее издали в виде официального альбома, большого металлического разнообразия в стране не было. Групп, игравших разные виды стали, было на несколько порядков меньше, и конкурировать было гораздо легче. Тем более, что представить населению было что — и материал сам по себе хорош, и исполнительское мастерство на высшем уровне, поэтому с такой профессиональной подготовкой и связями, оставшимися после распада классического состава КРУИЗА в 1984 году, обновленной группе не так сложно было выйти в большие люди, как начинающему с нуля коллективу.
- Песня "Рок навсегда" должна была закрывать альбом, но ее изъяли из сет-листа. Официальной причиной назвали хронометраж винила - песня длится более 6 минут, и с ней вторая сторона пластинки заняла бы 27 минут. А такие винилы производить в 80-х еще не умели.
По всем параметрам это именно демо. Звук далеко не совершенный, сырой и грубый, смикшировано непрофессионально. Помнится, мелькала информация, что музыканты хотели довести запись до ума, но фирма "Мелодия" не стала ждать и выпустила то, что было. А неискушенная советская молодежь, не имеющая большого слушательского опыта, хавала все подряд, что было похоже на рок. А тем более — на малопонятный пока еще, но такой крышесносящий тяжелый металл.
Но, несмотря на сырость, "Круиз-1" по праву занимает если не первое, то однозначно одно из высочайших мест в иерархии отечественной рок-музыки. Всей рок-музыки, не только тяжелой. Частенько при прослушивании ранних работ советских металлистов возникает ощущение, что наши парни сразу-сходу взялись за новую музыку как следует, минуя стадию ученичества. Это слышно в трэшаке ФРОНТА и ранних записях SHAH, в хэви ГАЛАКТИКИ и ЧЕРНОГО КОФЕ, даже АРИЯ очень точно уловила жанровые нюансы той музыки, на которой строила собственное творчество. И КРУИЗ также создал свой материал, будто уже имея многолетний опыт работы в этой сфере искусства, а ведь раньше ни ВАЛЕРИЙ ГАИНА, ни СЕРГЕЙ ЕФИМОВ не играли настолько тяжелую музыку. Басист ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ, как известно, в 1986-м еще не был участником группы, и все гитары ГАИНА записывал сам. Всего через год после записи трио КРУИЗ оказалось на вершине популярности в СССР, а через полтора — за рубежом. В 1988 году легендарный журнал METAL HAMMER признал их одной из самых популярных групп Европы. Сравнивали с METALLICA, SALYER, KREATOR и прочими героями, и ведь эти сравнения совершенно справедливы, а не просто дань уважения загадочной русской душе, идущей поперек генеральной линии КПСС. КРУИЗ стал брендом, ярким представителем советского музыкального искусства в мире. Жаль, что так ненадолго.
- Ходили слухи, что в альбом должна была войти и эта песня, но якобы ее запретили из-за слишком экстремального содержания. Но это не так. В 1986 году ее еще не было.
Открывающая инструменталка Intro — бенефис ГАИНЫ, где он демонстрирует свою технику не только в сопровождении полновесного электрического состава, но и в одиночку, и его соло, уложившееся ровно в две минуты, слушать не менее интересно. "Дальний Свет", однозначный коммерческий хит. Среднетемповый "Случилось", который по структуре напоминает хит АРИИ 1989 года "Раскачаем этот мир" — вернее, наоборот, — с мощным запоминающимся риффом в средней части. "Последний рассвет" с текстом, который, казалось бы, не более чем пацифистская агитка в том же ключе, что "Честный Джон" группы ЭВМ, которые во все времена пачками штамповали по госзаказу, но по факту — мощнейшее произведение, сносящее с ног безумной энергией. После ураганных ударных требуется перевести дух, и тут как нельзя лучше заходит медитативный эмбиент на клавишных с прогрессивным гитарным соло, которым начинается 10-минутная песня "Иди же с нами" на стихи Леона Фелипе, классика испанской литературы начала ХХ века. Легкий "Мираж", который можно объявить самой попсовой песней трио. А заключительную "Время" — самой тяжелой и скоростной за счет марафонского загона в середине. Каждый трек — шедевр отечественной тяжелой музыки, и весь альбом звучит актуально и сегодня. И если бы не качество записи, то он был бы однозначно работой мирового уровня.
Origin: USSR
Label: Мелодия
Producer: Валерий Гаина