Буквально на днях я посмотрел замечательный фильм 1917, и мне захотелось поделиться впечатлениями о нем. Со спойлерами разумеется.
Картины про войну всегда были интересными, хотя довольно простыми. Интерес создавали сами боевые действия, нежели герои и их истории. Но некоторые фильмы в этом плане отличаются. Именно о таком фильме и пойдет речь.
1917 год. Первая мировая война. Двое младших капралов отправляют на очень опасное задание - доставить приказ. Вроде бы ничего сложного, но есть особые условия. Приказ должен быть доставлен максимально срочно, через зону боевых действий. В случае провала 1600 человек погибнут в ловушке немцев. И ещё это усложняется тем, что среди них брат одного из капралов. Старший брат Блейка - Джозеф.
Уилльям Скофилд и Том Блейк отправляются в путь через линию фронта. И даже не ждут наступления темноты. Каждая секунда промедления - смерть одного солдата. И не факт, что им будет не старший брат Блейка. Обнаружив, что старший по званию мертв, они приходят к лейтенанту Лесли. Тот напоминает им о том, что это равносильно самоубийству. Но они не могут остановиться, это их долг. Переход не наполнен бодрым экшеном, но как фильм держит в напряжении - это сильно. Не произошел ни один выстрел, а ты уже морально прощаешься с героями. Такова судьба солдата. В любую секунду его жизнь может оборваться. Сейчас он бежит, а через секунду не дышит.
Капралы забредают к немецким окопам, и не находят ни одного солдата. Неужели они и правда отступили, а приказ ошибочен? Зайдя в бункер, они наталкиваются на растяжку, которая детонирует из-за крысы. Блейка откидывает, а Скофилда засыпает. Придя в себя, Блейк сразу же ринулся искать Скофилда. Он успел вытащить его, но бункер начал обрушаться. Скофилд ничего не видит, он вынужден ориентироваться только на голос и руку Блейка. Брось его, и спасайся сам. Казалось бы, выбор прост. Но не для Блейка. Бросить брата по оружию? Что может быть позорнее для солдата? Сложно даже вообразить, через что эти двое прошли на этой войне, но на этом их путь не закончился. Вывести Скофилда было тяжко, благо он ровно стоял на ногах, и прыгнул, когда этого просил Блейк. Выбравшись только лишь чудом из под завала, Скофилд психует. Его негодование связано с тем, что Блейк взял его с собой. Но тот не знал, что так произойдет. Что вообще будет такой приказ. Что и говорит соратнику. Промыв глаза не только своей, но и водой Блейка, они продолжили путь.
Выйдя к брошенной деревушке, они находят молоко. И это максимальная неподдельная радость. Молоко. На фронте. Приличие? Этикет? Все быстро забывается, когда происходит такое чудо. Настоящее молоко. Жадно Скофилд начинает его хлебать прямо из руки. А после пополняет запасы фляги. В это время, капралы становятся свидетелями воздушного боя, где немецкий самолет проигрывает, и падает, разрушая сарай. Капралы вытаскивают еще живого солдата. Скофилд предлагает его сразу застрелить, но Блейк решает помочь солдату. Пока Скофилд ходил за водой, немецкий солдат протыкает ножом Блейка, после чего был застрелен Уиллом. Те вытащили его из самолета, Блейк действительно хотел помочь, а он так ответил на его попытку. Уилльям осознав, что немец мертв, сразу бросается к Блейку. И пытается остановить кровь, и поднять на ноги. Но это конец. Скофилд проводит последний разговор с братом по оружию. После смерти Блейка, он забирает украшения и письмо. Честно, я подумал, что он обворовывает Блейка. Но потом, буквально через секунд 10, понял, что он забрал, чтоб не украли другие. И отправит их в письме матери Блейка, которое он пообщел написать умирающему Тому.
Теперь Скофилд обязан дойти один. И сейчас я хочу сказать о деталях, которые не упоминал раньше, ждав этого момента. Блейк оптимистичный, жизнерадостный и полный энергии человек. Улыбка на лице, вера в победу, ожидание возвращение домой. Даже истории забавный травил. Скофилд же другой. Потерянный, апатичный. Уставший. Не знаю, как он до этого дошел, об этом молчат. Но к семье он не спешит, медаль променял на бутылку вина. Сломленный. Но о Блейке он заботился. Брат по оружию был для него близок. С этого момента Скофилд меняется. Если раньше он не понимал, ради чего они с Блейком идут, теперь он был полон решимости дойти. К счастью на его пути встречаются союзники, которые подвозят его в нужном направлении. В поездке они видят застреленных коров, немцы уничтожили все, после себя. Орудия, траншеи, в бункерах ловушки, даже скот порубили. Лишь бы ничего не досталось противнику. Насколько это жестоко. На дороге грузовик застревает, и Скофилд пытается его вытащить. В этот момент он молит солдат помочь, и те, кто до этого отнеслись наплевательски, теперь же единым строем выталкивают её из грязи. Они прониклись солдатом, который обязан дойти. Но их пути быстро разошлись. Мост был разрушен, и капрал должен перебраться сам. Все было неплохо, но вдруг в него начинает стрелять немецкий стрелок. Каким-то чудом он остается цел, и даже заходит в дом. В котором оба солдата стреляют друг в друга. И тьма.
Чудеса продолжают преследовать Скофилда, и в этот раз он избегает смерти. Он очнулся без каски, с кровью на голове, но это не важно. Он жив. Пробираясь сквозь развалины, Скофилд заходит в подвал, где прячется женщина и чужой ребенок. Она не смогла уйти, и даже заботилась о ребенке. Когда Уилл доказал, что не опасен, она обработала его голову. Но засиживаться он не мог, у него долг. И словно Блейк в него вселился, он отдает абсолютно всю еду, что у него есть. И по воле случая, маленькой случайности, у него во фляге было молоко. Ребенок скорее всего останется жив. Избежав смерти ещё раз, Скофилд оказывается в реке, и на ветке доплывает до плотины. Опять каким-то чудом он остается жить. Выбравшись на берег, он заливается слезами. Настолько тяжел груз войны. Его рыдания прерывает песня. На чей зов он идет. Позабыв обо всем, он садится у дерева, и вслушивается в неё. В этот момент он думает, что уже мертв, и сидит среди таких же павших солдат. Но те пробуждают его от фантазии, и говорят, что они вот вот пойдут в бой. И он именно там, где нужно. Осталось лишь добраться до Маккензи. Сквозь траншею он пытается добраться, пока не погибли сотни жизней. Но через это стадо ему не пробиться. Тогда он делает самый опасный ход. Он вылезает из окопа, и бежит поперек поля. В это время началось наступление, и солдаты побежали в атаку. Сбивая Уилла с ног, врезаясь на полном ходу, они оттягивали его от цели. Но он дошел. Он передал письмо Маккензи. Атака была остановлена. Но Маккензи говорит Скофилду о том, что скорее всего завтра поступит новый приказ. Атаковать. И те, кто спасены сегодня, погибнут завтра. И может жертв будет больше. Он действительно считает, чем быстрее, тем лучше. И не важно, сколькими людьми надо пожертвовать сегодня.
Выходя он начинает расспрашивать про лейтенанта Блейка, брата Тома. Ему говорят, что он был в первой волне, либо ранен, либо убит. Искать надо в пункте эвакуации. Пройдя сквозь толпу раненых, которые были ранены буквально в первые минуты боя, он все же находит Блейка. И рассказывает ему о том, каким его брат был отличным братом по оружию. После спрашивает разрешение написать матери, и передает украшение Тома. Потом садится у дерева, достает из кармана фото семьи, и на этом фильм заканчивается. Если первыми кадрами был спящий Скофилд, и рядом Блейк. То конец фильма, и для нас историй Блейка и Скофилда, так же одинаков. Оба держатся за фотографии родных. Все же смерть Блейка придала новых жизненных сил Скофилду. И теперь он будет смотреть на мир иначе. Если проживет. Ведь никто не знает, когда умрет солдат. Только за этот, казалось бы короткий промежуток времени, они могли погибнуть не один раз. Казалось бы, как можно так радоваться молоку. И казалось бы, как убивая людей, остаться человеком.
Этот фильм производит сильное впечатление. И снят он очень интересно. Когда говорят, что фильм смотрится на одном дыхании, обычно говорят о каких-то завораживающих фильмах. Но в случае этой картины, когда говорится, что она смотрится на одном дыхание, такое ощущение и складывается. Фильм снят как будто из двух фрагментов, не миллиона. Действительно фильм можно разделить только на две части. До выстрела в голову Скофилда, и после него. И его длительность не ощущается от слова совсем. И это даже не тот фильм, который испортят спойлеры. Определенно 10 из 10. Не зря его номинировали на оскар. Спасибо за прочтение!