Фильм "Любовь хулигана" о Серже Генсбуре, режиссёра Жоанна Сфара я посмотрела в 2010 году, когда он только вышел. Тогда я переживала свою личную драму, расставалась с человеком которого звали как Генсбура, и похожего на него так, как если бы Генсбур выпил эликсир красоты, но сохранил основные черты лица и улыбку.
В связи с этим драматическим событием, из всего фильма я запомнила только фееричный танец Брижит Бардо в простыне,
её триумфальный проход с собакой,
и две песни: грустную "La Javanaise" и задорную "Nazi Rock".
Ну а фраза «Je t’aime… Moi non plus" стала метафорой на ближайший месяц, пока мы завершали отношения с человеком, внешне похожего на Сержа, но не по духу.
Недавно я пересмотрела фильм и увидела, что это фильм, конечно, о Генсбуре, конечно, о его влюбленностях в прекрасных женщин, и ещё о творческом процессе, который горел внутри этого гения, поэта, музыканта, художника.
Творческий процесс, как и у многих творцов, подпитывался травмой непринятия себя и бунтарством против существующего мира.
Травма эта, по всей видимости, если не зародилась, то укрепилась, в детстве поэта, во время второй мировой войны. Нацисткие погромы, необходимость носить жёлтую звезду, постоянный страх способствовали развитию некого чувства стыда и потребности выражать себя через провокативные и запретные вещи.
Образ Рожи- существа с огромным носом, то унылого, то гордого, при этом бесконечно талантливого и авантюрного, в фильме действует как ещё одна версия Сержа, более бесстрашная и беспринципная.
" Я не от мира сего, я вообще ни от какого мира", - не правда ли эта фраза Генсбура хорошо знакома многим, кто занимается искусством, кто открыл доступ к тайному пространству, населённому образами и ощущениями?
Творческие процессы невозможны без любви, и человек творящий насыщает себя встречами с женщинами, увлечениями и влюбленностями в них как кислородом.
В фильме перед нами проходит женщин, которые питали творчество Генсбура:
- талантливая Элиза Левицкая, художница, первая жена Сержа, с которой он расстанется через семь лет брака;
- Франсуаз-Антуанетт Панкрацци, его вторая жена, гордая и уязвимая, с которой он также разведётся, через два года, хотя и будет возвращаться на какое-то время;
- Жюльетт Греко, певица c роскошным голосом. Для неё Генсбур написал несколько песен , а она помогала его продвижению широкой публике.
- Брижит Бардо;
- Джейн Биркин;
- Каролина фон Паулюс.
О последних двух музах поэта я напишу позже, сейчас мне интересно поисследовать химию между Брижит и Сержем.
В википедии написано, что Джейн Биркин, официальная муза поэта настояла на том, чтобы режиссёр назвал жанр своего фильма фантазией, сказкой. Что там было много художественного вымысла, например при описании романа с Брижит Бардо.
Однако, когда я прочитала мемуары самой Брижит Бардо, я поняла, что примерно так и всё и было))
Брижит, её играет Летиция Каста, находится в архетипе Афродиты, и по-настоящему, разжигает творческий огонь Сержа.
Чем собственно и занимается богиня любви, а также творчества и алхимии. В этом её смысл жизни!
"У нас появилось желание слиться, раствориться друг в друге, это было редкое явление, из области алхимии, бесконечно целомудренное бесстыдство", - пишет Брижит в мемуарах "Инициалы ББ".
"Я не осмелилась петь перед ним: в его взгляде было нечто сковывающее меня. Какая-та робкая дерзость, ожидание с оттенком смиренного превосходства, странные контрасты, насмешливые глаза на удивительно грустном лице, холодный юмор, слёзы на глазах."
В фильме, на утро прекрасно выспавшаяся Брижит спрашивает: " А круассаны у нас есть?"
Однако Сержу не до еды, его вдохновение этой женщиной настолько велико, что он написал сразу три песни! За ночь!
Тут уже загорается Брижит и начинает петь и танцевать, она буквально не может устоять от восхищения.
Друзья, это феерия!
"С этого дня, с этой ночи, с этого мгновения ни одно другое существо, ни один другой мужчина не значили в моей жизни больше чем он. Серж был моей любовью, он вернул меня к жизни, я вновь стала красивой, я была его музой".
Знаменитая песня "«Je t’aime… Moi non plus" была написана именно для Брижит и вместе с ней. И наверное, многие из нас, знают творчество Генсбура именно по этой композиции.
Брижит, непоследовательная и лёгкая, женщина, которая щедро дарит свою энергию мужчине, которого любит здесь и сейчас, возвращается к мужу. Она просит не выпускать песню на диске, чтобы сохранить свой брак и Серж благородно делает, то что она просит.
"Я проколола себе указательный палец правой руки и написала Сержу своей кровью "Я тебя люблю". Он сделал то же самое и написал: "Я тебя тоже ..не люблю". Затем смешались наши слёзы, наши дыхания, переплелись руки, соединились губы...Нам удалось избежать повседневной жизни, переходящей в привычку, сцен, которые со временем тушат самые бешеные страсти. От Сержа у меня остались лишь прекрасные воспоминания красоты, любви, юмора, безумств."
Рутина и привычка убивает любовь и убивает творчество.
Я уверена, что это старая программа нашего мира, которая, к сожалению, периодически работает.
Хотя и безнадёжно устарела.
Те, кто её исповедует, избегает рутины и вынужденно поддерживают внутренний огонь либо через женщин, либо через алкоголь и наркотические вещества как будто бы бесконечно накачивают себя топливом эйфории. Как будто бы процесс творения не может существовать иначе кроме как через взятие ноты "до" и удерживание её бесконечно.
Мне кажется, что следование этому пути способствовало уходу из жизни на ранних сроках множеству прекрасных творческих людей и людей искусства...
После расставания с Бардо, Серж встретил Джейн Биркин и я об этом напишу во второй части, как эта встреча показана в фильме.
А сейчас, по традиции немного фотографий фантазий куклы барби в образе Брижит Бардо из фильма.
Продолжение следует...