Несмотря на то, что нейминг считается современным процессом, его корни уходят в далекое прошлое. Можно смело утверждать, что нейминг – ровесник человеческой цивилизации и развивался вместе с ней. В этой статье мы совершим краткий экскурс в историю брендинга и нейминга с древнейших времен до наших дней.
Античность и средние века
Как таковой, брендинг, а также его составляющая – нейминг, возникли с появлением товарно-денежных отношений. Предметы, которые можно было купить, часто имели клеймо мастера: кузнец ставил его на оружии и инструментах, гончар – на глиняной посуде, портной вышивал знак на одежде. На тот момент нейминг еще не сформировался, а клеймо, как правило, содержало инициалы мастера и незамысловатый логотип. Тем не менее, оно гарантировало качество, поскольку наносилось только на те товары, за которые мастер ручался.
Позднее, с развитием ремесленных домов, личные печати мастеров сменились первыми брендами компаний. В этот момент рынок испытал первую потребность в создании названия бренда. Ранний нейминг выглядел незамысловато, а названия носили либо описательный характер, либо назывались по имени основателя, например, «Гончарная мастерская Смита и сыновей». Такого рода названия просуществовали вплоть до XIX века.
XIX век
В середине позапрошлого столетия начал стремительно развиваться мировой рынок, а большинство самых старых мировых брендов основаны в XIX веке. Считается, что понятие нейминга зародилось в это время. И хотя большинство брендов еще использовали именную методику, все чаще стали попадаться полноценные названия, созданные другим способом: американская Pony Express, японская Mitsubishi и многие другие. Впрочем, на тот момент нейминг еще не играл такой роли: из-за низкой конкуренции у компаний не было острой потребности в уникальном имени, чтобы повысить узнаваемость. Проверенные временем методики нейминга продолжали работать, однако их эпоха постепенно подходила к концу.
ХХ век
Развитие промышленности привело к появлению на рынке компаний, которые занимали все возможные ниши рынка и боролись за внимание потребителей. Чтобы войти на рынок, приходилось применять маркетинговые ходы, в том числе обращать на себя внимание уникальным, креативным названием: часы Rolex, спортивная атрибутика ASICS, нефтяная компания Shell и другие имеют историю возникновения названия. Поскольку не каждому владельцу бизнеса было под силу придумать название, стали появляться специалисты и агентства, предлагающие услуги брендинга и нейминга. Одной из первых таких компаний было агентство Landor, основанное в 1941 году в США.
Что же касается СССР, то там ситуация с неймингом сложилась иная: из-за фактического отсутствия конкуренции, предприятия носили однообразные названия: «завод имени Ленина», «Фабрика имени Ногина» и тому подобное. Небольшие предприятия вроде кафе, парикмахерских или универмагов редко носили какие-либо названия. Тем не менее, полноценные бренды в СССР все же были – о наиболее известных советских брендах читайте здесь.
Наши дни
Сегодня нейминг является одной из составляющих успеха компании. Если 20-30 лет назад еще можно было компенсировать неудачное название хорошим продуктом и грамотной подачей, то сегодня это вряд ли сработает. Компания, сэкономившая на названии, скорее всего, затеряется среди сотен конкурентов, которые предпочли не скупиться на нейминг. Однако далеко не каждому по карману услуги профессионалов: за разработку названия для бренда придется выложить от 20 тысяч до нескольких миллионов рублей, причем часто без гарантии результата. Также трудность заключается в том, что из-за количества брендов, даже самое удачное название зачастую уже зарегистрировано другой фирмой. Тем не менее, даже сегодня существует способ создать название гораздо дешевле и намного быстрее: с помощью онлайн-сервиса Playname вы можете создать множество вариантов названий для любого проекта и проверить их на уникальность. Современные алгоритмы нейминга подбирают названия, основываясь на пожеланиях пользователя, благодаря чему создаваемые варианты имеют высокую степень уникальности. Переходите по ссылке и начните создавать свой бренд вместе с Playname!
Будущее
С каждым годом все больше компаний ведут борьбу за место на рынке и доверие потребителя. Становится труднее и дороже подобрать и зарегистрировать уникальное имя, поскольку незанятых вариантов остается меньше и меньше. Тем не менее, искусство нейминга продолжает развиваться – появляются новые приемы и методики или новые подходы к старым, привычным способам создания имен, которые, при грамотном подходе, дают нужный результат.
Другие полезные статьи и подборки на нашем канале:
Как стать полноправным владельцем бренда и почему это так важно
10 интересных фактов о названиях
Принципы нейминга. Правила создания сильного названия
Этапы нейминга. Пошаговая инструкция по созданию идеального названия
12 самых популярных маскотов брендов