Найти в Дзене

Социальное развитие дошкольника.

Дети адаптируются к тому миру, в котором растут, независимо от местности, языка и традиций общества. В организме каждого ребенка существуют заложенные программы, ждущие своего часа для реализации. Однако находят своё применение только те из них, которые окажутся наиболее востребованными в конкретных условиях его жизни, а остальные постепенно угасают. Так, например, изначально у человека есть безграничные речевые возможности и шанс в идеальной форме владеть тем языком, в среду которого он был помещен от рождения. Но если ребенок будет расти среди животных, то и способность к человеческой речи через какое-то время будет навсегда для него потеряна.

Проявление тех или иных программ приходится на определённые возрастные периоды ребенка. Наиболее активное восприятие окружающего мира приходится на период до трех лет, далее, посаженные семена постепенно дают всход. Запущенные в детстве программы социального поведения определяют дальнейшую судьбу повзрослевшего человека.

Возраст с трех до шести лет является наиболее восприимчивым для таких понятий как норма поведения, правила коммуникаций и порядка. Дошкольники обладают колоссальным даром освоения правил общения с людьми.

Первые правила для ребенка появляются в семье, в которой он растет. Именно мама и папа дают значительные знания для социализации и знакомства с явлением ограничения, правил и жизненных устоев. То как были выстроены отношения в кругу близких, как распределены роли в семье и какой именно набор правил был внедрен, зависит дальнейшее отношение человека к идее власти, запретам и системе правил других сообществ.

Важно чтобы в сознании ребенка сложилось верное, адекватное представление о том, зачем и для чего нужны правила, как происходит их становление. Формируется понимание, является власть необходимой или подавляющей, разумная она или деструктивная. Познание иерархии и субординации, пример достойного отношение как к тем, кому подчиняешься, так и к своим подчиненным идет от семьи. Исток отношения к власти – отношения с родителями.

Правила для ребенка необходимы, только так человек понимает, на что именно он может рассчитывать в своей жизни и на что влиять. Они дают чувство предсказуемости событий и вместе с этим ощущение безопасности.

Ребенок считывает модели поведения взрослого в различных жизненных ситуациях, наблюдают как мама и папа выстраивают границы и говорят «нет», как реагируют на сложности и непредвиденные обстоятельства, как радуются, аргументируют, выражают эмоции и своё мнение. Через подражание ребенок адаптируется к жизни, неосознанно отзеркаливая авторитетных ему взрослых, выстраивает свои позиции по отношению к другим людям и формирует общее мировоззрение личности, накладывающее отпечаток на всю дальнейшую взрослую жизнь.

В возрасте от трех до шести лет семья сохраняет лидирующее влияние, но постепенно появляются другие значимые взрослые для ребенка. Воспитатели детского сада, сверстники, тренер в спортивной секции, СМИ, частные преподаватели и учителя. Ведущая деятельность с четырех лет у ребенка сюжетно-ролевая, где есть возможность проиграть разные сценарии жизни и почувствовать себя другим персонажем. Чем больше разнообразия в среде ребенка, тем больше необходимости приспосабливаться, а значит больше активизированных заложенных природой потенциальных программ.

Социальная гибкость приобретается в многогранном обществе, где задействуется максимальное количество спящих навыков. Обеспечить такой «тренажер» для ребенка, можно не только с помощью детского сада. Родители, зная своего ребенка, могут принять решение подходящее именно ему. Секции, кружки, общение с друзьями – всё это и многое другое вполне реально в рамках свободного общения вне стен государственных дошкольных учреждений.

Понятие о самом себе ребенок формирует через общество, в котором находится, взращивает сдержанность и решимость, избавляется от лишнего эгоцентризма, сглаживая негативные стороны характера и раскрывая свой потенциал. Общение — особое искусство, которому учатся годами, преодолевая социальные ограничения и трудности, а полученные навыки сложны и разнообразны. Главная задача взрослых – дать детям как можно больше возможностей и инструментов для создания дружелюбной, гибкой и счастливой жизни.

Социальное развитие дошкольника.
Социальное развитие дошкольника.