Найти тему
"Из рук в руки"

Черная пятница: аттракцион неслыханной щедрости

Оглавление

Black Friday – гигантская распродажа, которая приходится на четвертую пятницу ноября, год от года набирает популярность. В теленовостях ежегодно показывают, как толпы людей собираются у магазинов задолго до их открытия, и в заветный час буквально выносят двери, устремляясь навстречу грандиозным скидкам. Сломанные витрины, потасовки за наиболее выгодные товары – и рекорды по размерам прибыли, полученной продавцами по итогам этого аттракциона неслыханной щедрости.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ РАСПРОДАЖИ

История Black Friday неоднозначна. Версий возникновения очень много, обычай существенно снижать цены после Дня Благодарения, который отмечается в четвёртый четверг ноября, зародился в США. Владельцы магазинов, готовясь к грядущим рождественским праздникам, стремились поскорее сбыть залежавшийся товар и освободить на складах место для нового товара к Рождественским продажам. По одной из версий название «Черная пятница» таким распродажам дали полицейские – ведь в дни распродаж резко возрастала преступность: разбитые витрины магазинов, драки между покупателями, пробки на дорогах и число автомобильных аварий. Полицейским отменяли выходные дни, и свои отчеты они озаглавливали «Черная пятница».

По другой версии после Четверга Дня благодарения никто не  хотел выходить на работу, все шли за выгодными покупками в магазины и работодатели назвали этот день Черной пятницей. Так или иначе, к концу ХХ века традиция Black Friday разошлась по всему миру, распродажи приобрели неслыханный размах, превратившись в любимое развлечение шопоголиков.

По данным сервиса онлайн-аналитики Adobe Analytics, в 2019 году только в американских магазинах выручка на Black Friday составила около 7,4 миллиарда долларов, а средний чек покупателя составил 400 долларов.

«ЧЕРНАЯ ПЯТНИЦА» ПО-РУССКИ

-2

В России первая Черная пятница была проведена в 2013 году, и прошла она очень скромно: в ней участвовало всего 80 ритейлеров. В следующие годы масштабы главной распродажи года постепенно расширялись, и поначалу вызвали у публики определенный интерес, которым поспешили воспользоваться нечестные на руку ритейлеры. В результате их махинаций россияне быстро разочаровались в этом аттракционе. По данным статистических исследований в 2020 году 60% наших соотечественников не верят в честные скидки, а 74% не собирается участвовать в ноябрьской распродаже. Почему так происходит?

Особенно это заметно, по отзывам в соцсетях, где россияне делятся своими историями о том, как их обманули, или попытались обмануть во время распродаж. Процитируем наиболее характерные примеры.

«На витрине завлекательный плакат: скидки до 90%! На самом деле, со скидкой 90% продают один-единственный носовой платок, на все остальные товары – максимум 30»

«На скидочных стеллажах выставлены товары, которые не то, что бесплатно – с доплатой не возьмешь. Ужасные цвета, ужасные фасоны, самые неходовые размеры, явный брак»

«Сняла с ценника наклейку с «распродажной» ценой. Однако без скидки было дешевле!».

«Присмотрела набор посуды еще месяц назад, ждала распродажи. Неделю назад цена на него вдруг выросла почти вдвое. А сегодня – опа, скидочка. До прежней цены. Кушайте сами!»

Еще одна, не менее важная, причина отсутствия полноценных распродаж – высокий спрос на товары при сравнительно низкой покупательной способности россиян. В богатых странах кредиты берутся только под очень серьезные покупки – автомобили, недвижимость, предметы роскоши. Все остальное – гаджеты, бытовую технику, товары для дома американцы и европейцы могут покупать, не задумываясь, и при этом менять их раз в пару лет. Для рядового россиянина покупка хорошей техники – такой же важный финансовый шаг, как для жителя богатой страны – покупка авто. На такие вещи приходится либо копить, либо брать кредит, а пользуются ими по многу лет – до тех пор, пока они не выйдут из строя.

А теперь представим себе, что российские ритейлеры в один прекрасный день устроят настоящую Черную пятницу со скидками в 90%. Во-первых, возникнет грандиозная давка. Граждане, жаждущие обновить сразу все, что есть дома, просто разнесут магазины и потопчут друг друга. Сметут с прилавком все, что возможно по доступным ценам и денег на новые покупки у них просто не останется ни в Рождество, ни в Новый год.

«Объективно, Россия не является страной перепроизводства и распродавать, «сливать»  остатки товаров по бросовой цене, чтобы освободить склады к новым поставкам, российским ритейлерам было не по силам даже в сытые 2010-е годы. Теперь же, в разгар экономического кризиса, приправленного пандемией, это тем более нереально», - делает вывод Исполнительный директор ООО «ПМХ» Инна Державина.

Однако, несмотря на это, российские Черные пятницы все же приносят свои плоды. По данным той же Adobe Analytics, в последнюю пятницу ноября 2019 года российские покупатели оставили в магазинах 22 миллиарда рублей, а средний чек составил около 5 тысяч рублей. Особенно многолюдно в этот день было в торговых центрах больших городов: в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

НАЛЕТАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО

-3

По-настоящему хорошие, до 90%, скидки  во время русских Черных пятниц можно найти основном, на недорогие непопулярные товары. На то, что стоит дороже 2-3 тысяч рублей и пользуется спросом, скидка редко доходит до 20%.

Однако есть исключения. Первыми по-настоящему хорошие скидки стали делать магазины модной одежды и обуви. Им приходится довольно прилично сбрасывать цену на старые коллекции, потому что в следующем сезоне эти вещи вообще никому не будут нужны. Почти не отстают от них и магазины электроники и бытовой техники – ведь их товар рискует устареть, как только будет выпущена новая модель. Постепенно к этим двум лидерам подтягиваются и другие магазины, которые хотят заработать за счёт роста объёмов продаж и продажи сопутствующих товаров. Однако о снижении цен на 90% речи не идет.

«Культура распродаж в России пока только формируется, и всевозможные кризисы и пандемии сильно замедляют данный процесс. Лично я никогда не жду, что в этот день удастся «на грош пятаков купить», но найти пару предложений по выгодной, на мой взгляд, цене – вполне реально», - уверена Инна Державина.

В этом году гигантская распродажа в российских магазинах начнется в четверг, 26 ноября 2020 года в 00.00. Продлится она до конца выходных. Крупные ритейлеры заблаговременно  публикуют условия распродаж на своих сайтах. А на специальном сайте https://blackfriday-russia.ru/ можно уже сейчас посмотреть предложения от всех продавцов и брендов, которые уже заявили, что будут участвовать в распродажах. А мобильное приложение с простым названием «Акции всех магазинов России» не только помогает узнать обо всех акциях во всех крупных российских магазинах, но и позволяет составить  удобный список покупок, сравнить цены в магазинах и получить купоны, промоакции, скидки в день рождения, промокоды и скидки онлайн.

В этом году, по понятным причинам, ожидается взрывной рост продаж именно на интернет-площадках. Действительно большие скидки в Черную пятницу россияне могут получить, заказав товары в европейских и американских интернет-магазинах. Именно здесь немало честных магазинов. Сегодня к ним постепенно присоединяются российские гиганты интернет-торговли, такие, как ОЗОН и Wildberries, а также небольшие он-лайн магазины. И, разумеется, не остается в стороне и АлиЭкспресс – на нем глобальная распродажа идет уже несколько дней, и завершится только утром в субботу, 28 ноября.

Несмотря на то, что проведение Черной пятницы в России становится все более цивилизованным, и многие продавцы уже отказываются от нечестных маркетинговых ходов, опасаясь за свою репутацию, до сих пор находятся хитрованы, которые заранее повышают цены, а в Черную пятницу показательно их сбрасывают. Убедиться, что все по-честному, помогут специальные онлайн-сервисы. Вот самые популярные из них:

- Яндекс Советник https://sovetnik.yandex.ru/ - специальное расширение браузера для отслеживания цен;

- Статистика цен Wildberries https://wbstats.net/ показывает, как менялась цена на тот или иной товар на этой интернет-площадке;

- Logprice https://logprice.ru/ отслеживает изменения цен в интернет-магазинах;

- Alitools https://alitools.io/ru следит за изменением цен товаров на AliExpress, показывает уровень доверия к продавцу, отслеживает посылки. Также Alitools есть и мобильная версия.

- Рepper.ru https://www.pepper.ru/ сообщает о скидках на различные товары и услуги, находит купоны и промокоды.

- CamelCamelCamel https://uk.camelcamelcamel.com/ отслеживает изменения цен на товары в магазине Amazon.

- Price.ru https://price.ru/ ищет лучшие цены в 6 тысячах московских магазинов. Здесь можно сравнить цены на 23 миллиона позиций.

Существуют и другие приложения для смартфонов, которые также помогают сориентироваться в мире цен:

- Яндекс.Цены помогут сравнить предложения из 25 000 интернет-магазинов.

- Ценозавр  поможем прямо в магазине узнать, сколько стоит ваш товар в другой сети. Для этого нужно лишь отсканировать его штрихкод. Всего в базе этого приложения около 20 тысяч наименований товара, и этот список постоянно пополняется.

Кстати, во время глобальной распродажи можно сэкономить не только на товарах. По словам Инны Державиной, «еще один сегмент, в котором можно получить реальные скидки во время BlackFriday – это интернет-услуги: on-line обучение, подключение интернета, сетевая реклама, создание сайтов, телемедицина. «Из рук в руки» не остается в стороне от этой полезной традиции. Чтобы наши пользователи убедились, что это реальная выгода, а не маркетинговый ход, в Пятницу - 27 ноября 2020 года можно подать объявления на сайте IRR.RU во все платные рубрики совершенно бесплатно».

ПЛАН ПО ВАЛУ

-4

Напоследок расскажем о нехитрых правилах smart shopping (умного шопинга), которые наверняка пригодятся вам в Черную пятницу:

1. Заранее составляйте список покупок и планируйте, где вы будете их совершать. Это удержит от соблазна скупать все подряд и позволит сэкономить время.

2. Заранее выделите на покупки сумму, которую вы можете потратить без вреда для своего бюджета. Это также удержит от импульсивных покупок. Если вы сомневаетесь,  что сможете удержаться от лишних трат, временно установите на банковской карте суточный лимит. Или же возьмите в магазин определенную сумму наличных, а все карты оставьте дома.

3. Популярные акционные товары раскупают очень быстро, поэтому лучше заранее зарегистрироваться на сайтах нужных вам онлайн-магазинов, выбрать и отложить в избранное желаемые позиции. Так, чтобы когда распродажа начнется, вам осталось только быстро покидать все в корзину и оплатить покупку.

4. Вернуть часть денег, потраченных на покупки в Черную пятницу, можно за счет кэшбека. Изучите кэшбек-предложения вашего банка и воспользуйтесь ими. Так можно вернуть до 5% от стоимости покупок, а по специальным предложениям от партнеров банка – до 30%! Также воспользуйтесь услугами кэшбек-сервисов. Для этого заранее зарегистрируйтесь в интернет-магазине через сайт или приложении кэшбэк-сервиса и в нужный день оформите заказ. Так тоже можно вернуть от 1% до 30% от стоимости покупки.

5. Соблюдайте технику безопасности при покупках в интернете. Мошенники тоже участвуют в Черной пятнице! Специально созданные клоны известных интернет-магазинов позволяют им воровать деньги с карт покупателей. Самый безопасный вариант – для оплаты покупок в интернете завести отдельную карту или же установить суточные лимиты на списание средств.