Найти тему
ВЭДсовет

Товарный знак: защита производителя и его репутации-1.

Возможности и правовое регулирование товарных знаков. Как они могут обогатить производителя и защитить его от недобросовестной конкуренции?

На вопросы отвечает юрист по интеллектуальной собственности Елизавета Стронг.

Для чего и кому нужен товарный знак?

Основная функция товарного знака – индивидуализация товаров и услуг, выпускаемых конкретным производителем, для обеспечения их узнаваемости на торговом рынке и добросовестных условий конкурентоспособности между его участниками.

Регистрация товарного знака застрахует вас от использования его другим лицом. Недобросовестного конкурента можно будет преследовать по закону.

Наличие товарного знака позволит владельцу:

• формировать капитал компании, поскольку исключительное право на товарный знак признаётся нематериальным активом;

• пресекать недобросовестную конкуренцию;

• минимизировать сложности при экспорте/импорте товаров.

Каков механизм защиты?

Владелец знака может разрешать и запрещать использовать обозначения, зарегистрированные в качестве объекта интеллектуальной собственности. Международные торговые нормы не допускают использование товарного знака без согласия его владельца.

Если какое-то оригинальное обозначение не зарегистрировано в качестве товарного знака, его может использовать любое лицо. Если обозначение не охраняется в качестве товарного знака, доказать его незаконное использование практически невозможно. Регистрация же страхует от такого рода нарушений.

Товарный знак – это возможность выхода на другие рынки, в том числе – иностранных государств. Поэтому, если запланирован выпуск продукта, рекомендуется его зарегистрировать.

Правовая охрана товарного знака распространяется только на ту территорию, где зарегистрирован товарный знак!

Как и по каким правилам можно зарегистрировать товарный знак?

Товарный знак и права на него возникают с момента регистрации товарного знака. Действие товарного знака имеет территориальный принцип. Правовая охрана товарного знака распространяется только на ту территорию, где зарегистрирован товарный знак.

Регистрация товарного знака может осуществляться как в соответствии с национальными процедурами, устанавливаемыми в каждой конкретной стране, так и в соответствии с международными договорами, в частности, Мадридским соглашением о товарных знаках и ратифицированным договором о товарных знаках ЕАЭС.

Как происходит регистрация товарного знака?

Процедура регистрации товарного знака предполагает предварительный поиск, экспертизу заявленного обозначения. Ведомство проверяет, можно ли зарегистрировать обозначение. В ходе экспертизы выявляется, не зарегистрирован ли такой знак или обозначение на другое лицо, а тем самым и не допускается ситуация, когда из добросовестного предпринимателя вы становитесь нарушителем.

Перед "раскруткой" товарного знака убедитесь, что он ранее не был зарегистрирован на другое лицо! В этом поможет экспертиза.

В России регистрацию осуществляют через Роспатент, орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Он регистрирует российские товарные знаки и принимает заявки от международных производителей.

Международная система разнообразна. Это может быть Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (входят 55 государств, в том числе – Россия) – в рамках этого соглашения можно испрашивать правовую охрану на территории иностранных государств.

Недавно Госдума ратифицировала договор о товарных знаках ЕАЭС, благодаря чему в настоящий момент появилась возможность регистрировать товарный знак Союза. Его правовая охрана будет испрашиваться и распространяться на территории всех стран-участниц ЕАЭС.

Продолжение следует.