Найти тему
Записки XXI века

Напоследок Трамп заварит такую кашу, чтобы Байден не разгреб

15 ноября американская внешнеполитическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе потерпела серьезное, почти катастрофическое, поражение. В этот день страны, являющиеся членами ASEAN, совместно с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией подписали соглашение о создании самой большой в истории зоны свободной торговли — Всестороннего регионального экономического партнерства (RCEP). Соглашение охватывает страны с совокупным населением около двух миллиардов человек, куда приходится почти треть мировой экономики.

И дело даже не в экономическом потенциале, людских ресурсах и геополитическом значении государств. Важно то, что туда не взяли США и Индию. А Индия остается один из главных американских партнеров в регионе. Она является серьезным конкурентом Китая сразу на нескольких направлениях.

Саммит АСЕАН 2020 может и не самый важный в мировой политике, но вот его итоги могут повлиять на все
Саммит АСЕАН 2020 может и не самый важный в мировой политике, но вот его итоги могут повлиять на все

Китай создал новое торговое соглашение только с теми странами, которые не станут бороться с китайским экономическим влиянием. Для всех участников соглашения экономическая выгода представляет куда большую важность, чем идеологические разногласия и торговые споры. Этим можно объяснить то, что страны, ориентирующиеся в своей внешней политике на Вашингтон, а это, по меньшей мере, семь из пятнадцати членов, создали торговый альянс с Китаем, который США рассматривают в качестве одного из своих главных соперников и на региональном, и на глобальном уровне.

Тот же Вьетнам, где и проходил сам международный саммит, отодвинул на второй план свои многолетние территориальные претензии к Китаю, чтобы получить выгоды от экономического сотрудничества в рамках нового торгового партнерства.

Во многом соглашение стало возможно благодаря курсу политики Дональда Трампа. Еще Обама пытался заключить подобное торговое соглашение, но во главе с США. И уже Китай должен был остаться за пределами этого соглашения, что неизбежно привело бы к снижению его влияния на всех уровнях. Однако администрация Обамы не сумела довести до конца работу. А Трамп, придя к власти, разорвал все достигнутые ранее договоренности, упирая на то, что они предполагают слишком большие уступки с американской стороны. Целью своей внешнеэкономической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе Трамп поставил заключение двусторонних торговых соглашений, которые должны были принести США быструю и очевидную экономическую выгоду. С геополитической точки зрения такой подход крайне рискован. Отказываясь от установления единых правил игры, США в итоге утратили роль главного гаранта региональной стабильности и двигателя экономики. А Китай в результате огромной предварительной работы сумел добиться подписания соглашения, фактически захватив ведущую роль.

Трамп давил даже на собственных союзников в регионе, выбивая подписание выгодных для США соглашений, чтобы получить сиюминутную прибыль
Трамп давил даже на собственных союзников в регионе, выбивая подписание выгодных для США соглашений, чтобы получить сиюминутную прибыль

Что касается американских двусторонних торговых отношений, которые удалось заключить Трампу, то преимущества американской стороны, даже в среднесрочной перспективе выглядят весьма сомнительно. Зато Трамп каждый раз подробно рассказывал о своей жесткости и сообразительности, хвастаясь размерами дополнительных поступлений от внешней торговли, которые якобы теперь должны потечь в США. Такой подход вызвали раздражение даже у ближайших союзников в регионе — Южной Кореи и Японии.

Бессистемные и плохо продуманные действия американской администрации заставили задуматься даже Австралию и Новою Зеландию, которые всегда были связаны с США неразрывными узами. В результате все эти страны, на какие опиралась американская внешнеполитическая стратегия на Тихом океане, оказались участниками торгового соглашения, где для США места не оказалось. Таковы итоги жесткого изоляционистского курса Трампа, направленного на отказ от любых международных обязательств, если те не приносили быстрой экономической выгоды.

Однако все еще действующий президент США готов заплатить любую цену за то, чтобы добиться одобрения той части американского общества, которая пострадала от экономической глобализации и теперь готова отдать свои голоса тому, кто пообещает отгородить Америку от остального мира, но вернуть прежнее глобальное господство. Трампу вот прямо сейчас особенно важно сохранить привязанность избирателей, ожидающих чуда возрождения американского величия.

После своего поражения на выборах он уже не сможет считаться лидером Республиканской партии. У его сторонников могут появиться новые кумиры. Как и Трамп, они будут добиваться невозможного, без колебаний подрывая международную репутацию США и прежние достижения американской политики. Чтобы не потерять партийное лидерство, Трампу нужно показать, что он является наиболее последовательным противником курса Демократической партии. Тогда он будет доказывать, что Байден обманом отстранил его от власти ради своих планов, какие противоречат интересам американского народа.

Трамп не признает своего поражения на выборах. Кроме того, напоследок он постарается принять как можно больше таких решений, которые Байден не сможет отменить, не создав предлога для обвинений в том, что противоречит интересами США.

Ну а что, вы, собственно, хотите?
Ну а что, вы, собственно, хотите?

Можно ожидаить, что Трамп попытается в последние дни своего правления ввести новые жесткие санкции против Ирана и развязать новый экономический конфликт с Китаем.

Внешнеполитические планы Байдена предполагают курса на восстановление связей с Евросоюзом и возвращение американского влияния на Ближний Восток. Ничего этого не будет, если в регионе все зависнет на грани войны с Ираном и продолжатся торговые войны с Китаем. Исправляя ситуацию, администрация Байдена вынуждена будет отменять соответствующие решения Трампа. А это сразу же будет объявлено как предательство американских интересов, которые Трамп с таким успехом отстаивал.

Чем больше подобных скандалов будет, тем сильнее будут становится позиции Трампа и тем выше будут шансы его переизбрания на следующих выборах. Получается, что вопросам не столь важным, чем ядерная сделка с Ираном, компромиссы с Китаем и восстановление связей с ЕС, будет уделяться куда меньше внимания. Например, США вряд ли будут с таким вниманием и дальше относится к конфликту на Донбассе.

Задачи уменьшения российского влияния на постсоветском пространстве, останутся в американской внешней политике, но это далеко не самое значимое направление для Вашингтона. Глобальное лидерство и национальная безопасность США от этого региона практически не зависят. Если Трампу удастся как можно сильнее запутать ситуацию с Ираном и КНР, надломать контакты с Европой и разворотить Тихоокеанский регион, новая американская администрация будет вынуждена в угоду Евросоюзу смягчить свою позицию по отношению к России. А это тоже Трамп объявит предательством американских интересов.

Трамп постарается рассориться за оставшееся у него время со всеми своими прежними союзниками, оставив Байдену разваленную внешнюю политику и сложности в экономике. Только для того, чтобы потом обвинять его в неумении решать проблемы. И вполне может добить своего переизбрания в 2024 году. А вот как скажется для остального мира и для самих США такая каша, какую Трамп заварит, сказать очень сложно.