Задача этой женщины заключалась в ликвидации захваченных нацистами детей и мирных жителей. После войны она 30 лет прожила жизнью уважаемого ветерана войны в СССР. Как ей это удалось и какова была ее конечная судьба?
«Это была моя работа», - спокойно сказала Антонина Макарова следователю КГБ, объяснив, как она регулярно стреляла в советских граждан из пулемета во время Второй мировой войны. По разным данным, в списке жертв одной из самых ужасной бойни в истории числится от 168 до 1500 человек.
Однако Макарова не всегда «занималась» убийствами. До того, как стать нацистским палачом, она занималась совсем другой работой - была медсестрой в Красной Армии и уехала на фронт добровольцем.
Но ее служба была недолгой - уже осенью 1941 года около 600 тысяч советских солдат оказались в кольце так называемого Вяземского котла. 21-летняя Антонина также попала в плен вместе с ними.
Чудом ей удалось бежать, после чего она несколько месяцев пряталась в лесах и деревнях, но нигде не задерживалась. Летом 1942 года Макарова приехала в оккупированную Брянскую область в село Локоть.
«Город под оккупированным солнцем»
Территория, на которой оказалась Антонина, существенно отличалась от других оккупированных территорий. Нацисты создали там экспериментальное полуавтономное Локотское самоуправление под управлением местного «мэра» Константина Воскобойника (после его смерти в 1942 году, его сменил Бронислав Каминский). Несмотря ни на что, общий контроль по-прежнему осуществляли немцы, и части 102-й венгерской пехотной дивизии были размещены в населенных пунктах для «поддержания порядка».
Самоуправляемому правительству было предоставлено право создавать отряды «самообороны», которые впоследствии выросли в так называемую Российскую национально-освободительную армию. Именно они «проявили» себя летом и осенью 1944 года со всей своей жестокостью, когда во время Варшавского восстания буквально затопили город в крови.
Скрываясь в доме местной жительницы, Антонина Макарова думала, как поступить. Она знала, что в окрестных лесах действует крупный партизанский отряд, но когда она увидела, насколько хорошо живут русские коллаборационисты, она решила «найти свое место под новым, оккупированным солнцем, по словам историка спецслужб Олега Хлобустова».
Макарова сблизилась с немцами и местными российскими «самоуправлениями». Она открыто занималась проституцией и регулярно посещала шумные вечеринки. Однако вскоре Антонину наняли для более серьезной работы - расстрела евреев, пленных партизан и местных противников новой власти.
Много лет спустя она призналась следователям КГБ, что никто ее к этому физически не принуждал: «Они напоили меня водкой, а потом я устроила свой первый выстрел в пьяном виде».
Виртуозный мясник
Резня происходила в канаве рядом с бывшей конной фермой, которую нацисты превратили в тюрьму. Макарова тоже жила в этом доме. Иногда местные жители замечали, что заключенные уходят через парадную дверь, а за ними следует девушка с автоматом, беспечно жующая соломинку.
«Я не знала тех, кого стреляла, и они меня не знали. Так что мне перед ними не было стыдно. Все приговоренные к смертной казни были для меня одинаковыми. Единственная разница была в количестве… Заключенных приковали наручниками лицом к канаве. Потом кто-то принес мое оружие. По приказу начальника я встала на колени и начала стрелять, пока все не упали », - пояснила Макарова следователям.
«Ее массовые убийства превратились в причудливое театрализованное представление. Их посетили лидеры Локотского самоуправления, были приглашены немецкие и венгерские генералы », - поясняет историк Дмитрий Жуков.
Антонина редко промахивалась и убивала любого. Однажды группа детей выжила, когда пули пролетели над их головами. Пришедшие закопать трупы, местные жители вытащили их, а затем отправили в лес к партизанам, которые объявили охоту на мясника.
Охота начинается
Однако летом 1943 года Макарова почувствовала, что удача отворачивается от ее нацистских покровителей. Красная Армия безостановочно освобождала советскую территорию.
Макарова поехала в Брянск на лечение сифилиса, но в Локоть так и не вернулась. Тогда все ее следы были потеряны.
Сразу после освобождения Брянской области военная контрразведка СМЕРШ начала расследование в отношении Макаровой, и 1500 тел были обнаружены в канаве за конезаводом.
Несмотря на старания местных жителей, допросы пленных коллаборационистов и проверку многочисленных документов, ни о рождении Макаровой, ни о ее родственниках ничего не известно.
Счастливый поворот
После войны дело Макаровой переходило от одного следователя к другому, но затем в 1976 году все внезапно изменилось, когда на столе следователей КГБ появились документы офицера-панфиловца, который прошел плановую проверку перед отъездом в командировку за границу. Выяснилось, что у офицера есть сестра Антонина по фамилии Макарова.
Выяснилось также, что робкая Антонина в детстве не решалась произнести вслух свою фамилию, поэтому одноклассники по ошибке сказали учительнице, что ее фамилия - Макарова (в честь отца Макара). Позже она редактировала свои документы под этим именем, несмотря на свидетельство о рождении Панфиловой.
Таким образом, стало понятно, почему среди всех 250 найденных Антонин с фамилией Макарова не оказалось настоящей. Следователи проводили обыски на основании свидетельств о рождении.
Награжден ветеран
Сестра Панфилова Антонина Макарова работала на текстильной фабрике в городе Лепель в Беларуси. Как жена героя войны лейтенанта Виктора Гинзбурга, она сама получила несколько наград и читала лекции молодежи. О необоснованной диффамации уважаемого человека не могло быть и речи, поэтому в течение года за Макаровой внимательно наблюдали сотрудники КГБ. Людей, которые могли узнать ее, гнали в Лепель. Среди них были ее бывшие любовники и соратники, вернувшиеся домой после отбывания наказания в ГУЛАГе.
В конце концов очевидцы подтвердили, что ветеран Антонина Гинзбург на самом деле мясник Антонина Макарова. Ее муж и обе дочери раньше понятия не имели, чем она занималась. Макарова была немедленно арестована.
После ареста выяснилось, что Антонина оказалась в Кенигсберге во время массового вывода немецкой армии. Когда город был освобожден Красной Армией, она начала выдавать себя за медсестру и устроилась на работу в больницу. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, от которого и взяла фамилию.
Исполнение
На допросах Антонина Панфилова-Макарова-Гинзбург была совершенно спокойна. Она была искренне убеждена, что ей не на что жаловаться, говоря, что это всего лишь война. В худшем случае она рассчитывала провести несколько лет за решеткой, учитывая, сколько времени прошло с тех пор.
Но суд постановил иначе. Они не смогли доказать причастность к массовым убийствам 1500 человек, но они доказали убийство 168 заключенных на конной ферме.
11 августа 1979 года в 6 часов утра Антонина Макарова была расстреляна, в итоге КГБ завершило одно из самых длительных расследований в своей истории.