Найти в Дзене
ВидеоКёнигсберг

Леонид Гайдай: "Балбеса искать не надо". Как снимали комедию "Пёс Барбос и необычный кросс"

В 1961 году на свет появилась короткометражка "Пёс Барбос и необычный кросс", снятый Леонидом Гайдаем по фельетону Степана Олейника. Вместе с "Псом Барбосом..." в нашем кино появилась знаменитая троица — Трус, Балбес и Бывалый...

Троица из кинофильма "Пёс Барбос и необычный кросс"
Троица из кинофильма "Пёс Барбос и необычный кросс"

Леониду Гайдаю не нужно было долго искать артиста на роль Балбеса. Он уже знал, кого пригласит — Юрия Никулина. Как рассказывал сам Юрий Никулин, Леонид Гайдай не произвел на него впечатления комедийного режиссера.

По представлению артиста, комедийный режиссер — это человек веселый, рубаха парень, каждую минуту веселивший всех анекдотами и шутками. Но перед Юрием Никулиным стоял худощавый серьезный человек в очках и единственное, что придавало ему комедийный вид — это оттопыренные уши...

Леонид Гайдай. Источник фото — https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/gaiday/q5zjthkdinjzv.shtml
Леонид Гайдай. Источник фото — https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/gaiday/q5zjthkdinjzv.shtml

Своих партнеров по троице Юрий Никулин почти не знал, только слышал анекдотические истории о Евгении Моргунове, ходившие среди актеров, а Георгия Вицина видел в кинофильме "Запасной игрок".

Кинопроб для короткометражки не было. Оператор Константин Бровин установил одну из кинокамер в мосфильмовском саду и просил одного за другим артистов пройти, пробежаться, попрыгать перед объективом.

Юрий Никулин в роли Балбеса
Юрий Никулин в роли Балбеса

Леониду Гайдаю очень хотелось снять Юрия Никулина и, несмотря на занятость знаменитого клоуна в цирке, решил снимать короткометражку, подстраиваясь под расписание цирковых выступлений будущего Балбеса.

Но и Юрию Никулину пришлось соглашаться на сложный график — съемки проходили под Москвой, вставать надо было в шесть утра, час ехать до Снегирей, потом гримироваться. В девять начиналась работа, а в пять Юрия Никулина уже отвозили в цирк.

Пёс Брёх — герой короткометражки
Пёс Брёх — герой короткометражки

Съемки продолжались около месяца и самым сложным было снимать упрямого Брёха. Пёс был смышленым, но иногда чудил. Например, в сцене с динамитом, когда Барбос бежит за троицей, на репетиции все проходило отлично.

Но стоило начать съемку, как у пса приключались различные казусы — то выронит динамит, то убегает в лес, то поднимет ногу на пенёк. А в конце одного из дублей, псина выронила динамит и вцепилась в ногу Моргунова...

В ходе съемок актеры придумывали много трюков. Но не все вошли в этот фильм. Так, например, ими предлагалась такая сцена — когда троица убегает от собаки, им на пути попадается шалаш.

Георгий Вицин в роли Труса
Георгий Вицин в роли Труса

Трус вбегает в шалаш в штанах, а выбегает из него в трусах. Обернувшись, видит медведя со штанами в лапах. Но живого медведя из зоопарка никто им не дал, а когда сам Гайдай начал сниматься в шкуре медведя, получалось не очень убедительно. Медведя пришлось вырезать из фильма...

Фильм про пса и необычный кросс стал очень популярным и сразу принес славу Леониду Гайдаю. Рассказывают, что эту короткометражку показывали международным делегациям, чтобы переговоры проходили успешнее — иностранцы хохотали и переговоры проходили легче...

_______________________

В статье использовалось интервью Юрия Никулина "Советскому экрану" в 1978 году