К началу 80х Питер Богданович был одним из главных режиссеров Голливуда. У него была репутация везунчика и баловня судьбы. Продюсеры дали ему полную свободу творчества. Его любили зрители, критики, кинофестивали, Голливуд и Европа. Он жил с Сибиллой Шепард, звездой своего фильма «Последний киносеанс, в собственной роскошной вилле, где смог даже приютить своего кумира – некогда знаменитого американского режиссера Орсона Уэллса в самый тяжелый период его жизни.
Будучи на вершине успеха, Богданович ощущал себя демиургом, вершителем судеб, создателем звезд. (Перед смертью он снимет об этом саморазоблачительный фильм «Мисс Переполох».) И не сильно опечалился, когда Шепард ушла от него после того, как побывала на его съёмочной площадке в Сингапуре, где в изобилие тусовались местные проститутки. Очень скоро у него появилась новая возлюбленная. Также как когда-то и Шепард, он нашел Дороти Стрэттен на обложке журнала "Плейбой". Она тоже была начинающей фотомоделью и блондинкой. Богданович взял её на одну из главных женских ролей в своем новом фильме. (Другую при этом играла реальная кинозвезда Одри Хеберн!)
Богданович не сомневался, что сделает из девятнадцатилетней модели актрису. И, возможно, со временем так и было бы. Стрэттен ушла к нему от мужа, с которым была до этого в браке меньше года. Новый фильм был почти готов – легкий и веселый, он наверняка бы понравился зрителям. Но атмосфера праздничного легкомыслия, которую воспевал фильм, вдруг обернулась трагедией. Бывший муж зверски убил Стрэттен и покончил собой. В одночасье всё рухнуло.
Ужасное убийство стало одним из самых громких в истории Голливуда. Тереза Карпентер за посвященное ему расследование получила Пулитцеровскую премию. И режиссер Боб Фосси снял по нему фильм.
Звезда-80 /Star-80 (1983) реж. Боб Фосс
Фильм снимал один из лучших тогда кинооператоров мира Свен Ньюквист. Благодаря его мастерству вся эротически-гламурная сторона жизни героини выглядит по-эстетски целомудренной. Богданович изображён в образе вымышленного режиссёра Арама Николаса - милого, безобидного и в общем-то занятого собой персонажа. Роль Дороти досталась юной актрисе Мэриел Хемингуэй, внучке знаменитого писателя, ставшей известной после главной роли в фильме Вуди Аллена, и успевшей, как и её героиня, сняться для «Плейбоя». Роль её мужа – восходящей на тот момент голливудской звезде Эрику Робертс.
В жизни и в фильме именно муж, впервые увидав Дороти в захудалой закусочной, где она работала официанткой, придумал сделать из неё фотомодель, организовал начало её карьеры, но оказался в итоге не у дел. По иронии судьбы Робертс также помог начать карьеру в Голливуде своей сестре Джулии Робертс, популярность которой быстро затмила его собственную и превратила актёра на много лет в "брата той знаменитой актрисы".
Фильм Фосса стал для Робертса первым после пережитой за пару лет до этого автокатастрофы - он был на грани смерти от полученной черепно-мозговой травмы, сильно повредил лицо и частично парализован. Возможно, из-за этого недавно пережитого страшного опыта Робертс так убедительно выглядит в роли персонажа, который неизбежно «плохо закончит».
«Звезда-80» номинировался на главный приз Берлинского фестиваля. Но многие сочли тогда, что фильму не хватает характерной для прежних работ Фосси человечности, "оголенного нерва страдающей души". В отличие от героев его фильмов "Ленни" или "Кабаре", которые несмотря ни на что вызывали сострадание, в «Звезде» никому не хочется сочувствовать, даже героини. А еще в фильме нет иронии и характерной карнавальности, присущих творчеству Фосса,. А всё потому, что в мире, в котором разворачивается эта история, ничего не вдохновляет и улыбаться тут нечему.
"Звезда", по сути, продолжение мюзикла «Чикаго», которым изначально Фосси намеревался шокировать публику. Его слоган "Вы увидите историю об убийстве, жадности, коррупции, насилии, эксплуатации, разврате и предательстве. В общем, обо всех тех вещах, которые так дороги нашему сердцу!" также подходит и для "Звезды".
Это жесткий, местами экспрессивный, местами стилизованный под документальное интервью-расследование, фильм о системе, конвейере по производству материала для сексуальных фантазий на основе женских тел и лиц. В этом мире одни продаются, другие покупают или зарабатывают. А вся мишура вокруг этого не более чем лицемерие, вроде "семейной" обстановки редакции "Плейбой", или же нелепость, наподобие наивно-простоватой вчерашней провинциальной школьницы.
Дороти Стрэттен, ангельски послушная и безропотная, так легко соглашается быть тем, что хотят видеть в ней мужчины, так покорна убийце, что выглядит не живой женщиной, а некой сущностью, субъектом. Она зеркало глядящих в неё мужчин, украшение, часть отдыха в перерывах между покорением ими мира, трофей за успехи.
Самый большой источник страдания тщеславного психопата, её мужа, - это осознание, что мир, в который он привел Дороти и в который она должна была стать ему входным билетом, мир успешных мужчин, отверг его. А все остальные мужчины в фильме, хоть и более успешны чем он, по сути занимаются тем же - эксплуатируют женскую привлекательность, создавая на её основе сексуально-романтические грезы, пользующиеся коммерческим спросом . (Смешно, когда нечто подобное в фильме пытаются сделать с мужчинами, это оказывается неприбыльным.)
Фильмы, да и жизнь Богдановича до ужасного убийства были скроены по тем же, созданным развлекательной индустрией лекалам – мужчина эпицентр мира, женщина красивое приложение . Но ужасная смерть добродушной вчерашней школьницы, толком не успевшей даже понять, чего она сама хочет от жизни, заставило его многое пережить и передумать.
Несколько лет он провёл в тяжелой депрессии, выкупил у студии свой фильм со Стрэттен и обанкротился из-за этого, написал о ней книгу, поселился в бунгало рядом с домом её матери, женился на её младшей сестре, а позже, также как и Уэллс когда-то, жил в доме приютившего его Квентина Тарантино. До самой своей смерти Богданович пытался осмыслить случившееся и в конце концов стал проповедовать феминистские ценности, сокрушался и смеялся над собой прежним в своих последних фильмах и интервью.
Режиссер Боб Фосс умер, внезапно, через несколько месяцев после выхода на кран «Звезды». Фильм стал последним в его биографии, лишенной сантиментов кульминацией его творчества, посвященного закулисью шоу-бизнеса.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino