Найти тему

Пирамида Маслоу не права

Неожиданно увлекательным, а самое главное, поучительным, оказалось знакомство с каменным веком. Нам свойственно смотреть на историю, как на некоторый процесс прогресса. На мой взгляд, именно из-за подобного восприятия люди палеолита кажутся нам созданиями примитивными и незначительными. Тем занимательнее узнать, что Пикассо, увидев пещеру Альтамиру (Сикстинская капелла палеолита), буквально воскликнул, что ничего гениальнее в своей жизни не видел. Рисунки, нанесённые на стены, были выполнены одной (!) непрерывной линией, что сам великий художник считал невероятно сложным и техничным. Данный факт удивителен не столько тем, что подобное творение стало возможно именно во времена палеолита, но тем, что общество, которое кажется нам беспрекословно отстающим, сумело позволить себе воспитать и содержать художника невероятного уровня.

Но и это не самое удивительное. Дело в том, что Альтамира невероятно глубока. Рисунки найдены даже в тех частях пещеры, до которых не доходят лучи света. Что заставляло художников спускаться вниз? Очевидно, что нанесение изображения в столь отдалённых уголках пещеры происходило лишь один раз в жизни, после чего, ни творец, ни людской коллектив в подобные "дали" не заходили. Рисунок застывал в ожидании нового храбреца...

Стоит отметить, что все озвученное выше происходило во времена, предшествующие созданию государств: люди все ещё оставались кочевниками, двигаясь от одной стоянки к другой.

В таком случае действие совершенно лишается смысла. Для чего племени художник, который наносит рисунки там, где никто никогда не увидит?

И здесь вступает в силу восприятие современного человека. Нам привычно мерить историю рамками 21 века. Концепция Чайлда и Маркса о том, что для появления искусства необходимо утолить базовые потребности, кажется нам незыблемой, а пирамидой Маслоу мы и вовсе готовы объяснить все, что угодно. Действительно, с высоты 2020 года очень приятно думать, что пирамиды в Египте воздвигли рабы по принуждению.

И все-таки, может, приоритетом в революционных сдвигах являлась именно идея? Может, идея предшествует материальным благам?

Интересные вопросы, достойные обсуждения.