Принято считать, что в 90-х после развала Союза в большинстве троллейбусных хозяйств страны наступила разруха. Маршруты начали закрывать, подвижной состав перестал обновляться, а тот, что находился в эксплуатации, ремонтировать стали по остаточному принципу. Безусловно, все это имело место быть. Вот только прежде чем кричать «усе пропало», стоит оглянуться вокруг – а что же творилось с троллейбусами в других республиках, ставших независимыми государствами. Может, у них все было радужно, и «рогатые» процветали?
Благо, в 90-х и начале «нулевых» по просторам бывшего СССР активно путешествовали фанаты общественного транспорта со всего мира. И любопытство их выражалось не только в «поглазеть», но и «поснимать». Так что скажем им спасибо за колоритные фото тех лет, на которых можно увидеть не только троллейбусы, но и окружающий их мир.
Итак, здравствуй, Грузия!
Тбилиси
Самой первой троллейбусной системой Грузии была таковая в городе Тбилиси. Она начала работу 21 апреля 1937 года. На пике своей карьеры в 1986 году протяженность столичных маршрутов достигла 215 км, а на балансе числилось более 200 единиц «рогатой» техники.
Ходят слухи, что открывали движение в советском Тбилиси совсем не советские троллейбусы, а французские машины Vetra. Хотя по документам первое тбилисское троллейбусное депо «Муштаид» было изначально укомплектовано машинами ЯТБ-1. Как бы то ни было, горный рельеф все же заставил обратить свое внимание на импортный автопром – отечественные «зиушки» не справлялись. В 60-х в столицу начали поступать чешские машины Skoda 9Tr, а в 80-х - различные модификации Skoda 14Tr.
С развалом Союза троллейбус в Тбилиси начал чахнуть. Несмотря на то, что город являлся столицей страны, отношение к «рогатым» было прохладное. О качестве обслуживания техники, выходящей на линию, красочно рассказывают фотографии. Отсутствие фар, заваренные жестью окна и двери, покрытые «паутиной» или вовсе составленные из кусков непонятного происхождения лобовые стекла.
Даже переданные в 1999 году из Афин экспортные ЗИУ-682УГ быстро пришли в состояние «о, ужас!».
В начале 2000-х году все же была попытка если и не закупить новый подвижной состав, то хотя бы провести капитальный ремонт существующего. В результате одна Skoda 14Tr 1983 года выпуска получила-таки нарядный окрас и полное восстановление, но… На этом все и закончилось – подавляющее большинство машин так и продолжили работу в страшноватой «одежке».
Хотя, стоит ли удивляться, что столичные троллейбусы на рубеже веков выглядели «не очень»? Достаточно взглянуть на фотографии, чтобы понять – «дороги» в Тбилиси в то время оставляли желать лучшего. Ямы, колдобины встречались не только на конечных, но и в городской черте. Даже асфальтированное покрытие было далеко не везде.
Жизнь тбилисского троллейбуса завершилась в 2006 году, когда были закрыты все три троллейбусных депо. Подвижной состав, который еще мог более или менее самостоятельно передвигаться, передали в города, где жизнь электротранспорта еще теплилась.
Вместе с троллейбусом завершил свое существование и тбилисский трамвай. А их место на дорогах грузинской столицы заняли автобусы и «маршрутки».
Зугдиди
Самая молодая троллейбусная система Грузии находилась в Зугдиди. Она была открыта только в 1986 году. Два маршрута связывали между собой промышленные районы и, пока предприятия работали, были достаточно востребованы. К моменту развала Союза в городе работало 16 машин, а протяженность линий составляла 22,5 км.
А затем в Грузии была гражданская война, которая привела к перерыву в работе троллейбуса аж до 1995 года. После возобновления движения оба маршрута исправно функционировали до 2000 года, когда один из них закрыли – не стало заводов, некого стало и возить.
Стоит отметить, что в отличие от большинства грузинских городов, вездесущих Skoda 9Tr в Зугдиди не было. Логично, что во второй половине 80-х открывать движение доверили ЗИУ-682В – модель была освоенная, проверенная, а главное – советская, за которую не нужно было платить валютой. Впрочем, к 99-му году они выглядели, мягко говоря, удручающе. Отсутствие фар, заваренные железом окна и ржавчина «по кругу» стали для «зиушек» нормой.
Уже в постсоветские времена в город пришли несколько Skoda 14Tr. Если сначала они выглядели вполне цивильно, то уже в начале «нулевых» «жестяные» окна стали нормой и для них. И не только окна – как вам полностью заваренная средняя дверь?
Движение «рогатых» в городе окончательно закрыто в 2009 году. К тому моменту оставшийся маршрут имел протяженность всего 5,5 км, а весь парк был представлен 8 «зиушками». Забавный момент – последние два троллейбуса в Зугдиди их водители отволокли на свои дачные участки, где они теперь и пребывают. Наверное…
Гори
Самой неубиваемой для Грузии стала троллейбусная система в Гори.
Она была открыта 30 апреля 1972 года. 22 троллейбуса Skoda 9Tr успешно начали свою работу, и уже в 1981 в родном городе товарища Сталина было четыре маршрута.
За всю историю «рогатых» в Гори их количество не превысило четырех десятков. Это были чешские Skoda 9Tr и Skoda 14Tr, а также родные «зиушки». Интересно, что в «нулевых» сюда поставляли и «бэушные» машины из Тбилиси и даже из Афин.
Движение троллейбусов с каждым годом, прожитым в независимой Грузии, становилось все хуже. Уже к середине 2000 года в городе остался один единственный маршрут. Да и тот работал весьма своеобразно. Чего стоит запечатленный на фото разворот «зиушки» с отрывом штанг из-за затопления путепровода под ЖД мостом в сторону деревни Тинисхиди! К слову, после конфликта в Южной Осетии в 2008 году разворот троллейбусов в этом месте стал нормой – маршрут сократили.
Эпоха троллейбусов в Гори закончилась в 2010 году. К этому моменту их рабочий день начинался в 7 утра и заканчивался в 16:00. Однако и это было достижением - в других грузинских городах «рогатые» исчезли еще раньше. Продолжение темы можно посмотреть ЗДЕСЬ.