Найти тему
АвтоДвиж

Троллейбуcный хоспис Грузии: как оно вообще ездило?!

Принято считать, что в 90-х после развала Союза в большинстве троллейбусных хозяйств страны наступила разруха. Маршруты начали закрывать, подвижной состав перестал обновляться, а тот, что находился в эксплуатации, ремонтировать стали по остаточному принципу. Безусловно, все это имело место быть. Вот только прежде чем кричать «усе пропало», стоит оглянуться вокруг – а что же творилось с троллейбусами в других республиках, ставших независимыми государствами. Может, у них все было радужно, и «рогатые» процветали?

Благо, в 90-х и начале «нулевых» по просторам бывшего СССР активно путешествовали фанаты общественного транспорта со всего мира. И любопытство их выражалось не только в «поглазеть», но и «поснимать». Так что скажем им спасибо за колоритные фото тех лет, на которых можно увидеть не только троллейбусы, но и окружающий их мир.

Итак, здравствуй, Грузия!

Зугдиди, сентябрь 1999. Фото David Pearson
Зугдиди, сентябрь 1999. Фото David Pearson

Тбилиси

Самой первой троллейбусной системой Грузии была таковая в городе Тбилиси. Она начала работу 21 апреля 1937 года. На пике своей карьеры в 1986 году протяженность столичных маршрутов достигла 215 км, а на балансе числилось более 200 единиц «рогатой» техники.

Ходят слухи, что открывали движение в советском Тбилиси совсем не советские троллейбусы, а французские машины Vetra. Хотя по документам первое тбилисское троллейбусное депо «Муштаид» было изначально укомплектовано машинами ЯТБ-1. Как бы то ни было, горный рельеф все же заставил обратить свое внимание на импортный автопром – отечественные «зиушки» не справлялись. В 60-х в столицу начали поступать чешские машины Skoda 9Tr, а в 80-х - различные модификации Skoda 14Tr.

С развалом Союза троллейбус в Тбилиси начал чахнуть. Несмотря на то, что город являлся столицей страны, отношение к «рогатым» было прохладное. О качестве обслуживания техники, выходящей на линию, красочно рассказывают фотографии. Отсутствие фар, заваренные жестью окна и двери, покрытые «паутиной» или вовсе составленные из кусков непонятного происхождения лобовые стекла.

Даже переданные в 1999 году из Афин экспортные ЗИУ-682УГ быстро пришли в состояние «о, ужас!».

В начале 2000-х году все же была попытка если и не закупить новый подвижной состав, то хотя бы провести капитальный ремонт существующего. В результате одна Skoda 14Tr 1983 года выпуска получила-таки нарядный окрас и полное восстановление, но… На этом все и закончилось – подавляющее большинство машин так и продолжили работу в страшноватой «одежке».

Skoda 14Tr02, Тбилиси, ул. Чолокашвили, сентябрь 2003. Фото Peter Haseldine
Skoda 14Tr02, Тбилиси, ул. Чолокашвили, сентябрь 2003. Фото Peter Haseldine

Хотя, стоит ли удивляться, что столичные троллейбусы на рубеже веков выглядели «не очень»? Достаточно взглянуть на фотографии, чтобы понять – «дороги» в Тбилиси в то время оставляли желать лучшего. Ямы, колдобины встречались не только на конечных, но и в городской черте. Даже асфальтированное покрытие было далеко не везде.

Жизнь тбилисского троллейбуса завершилась в 2006 году, когда были закрыты все три троллейбусных депо. Подвижной состав, который еще мог более или менее самостоятельно передвигаться, передали в города, где жизнь электротранспорта еще теплилась.

Вместе с троллейбусом завершил свое существование и тбилисский трамвай. А их место на дорогах грузинской столицы заняли автобусы и «маршрутки».

Зугдиди

Самая молодая троллейбусная система Грузии находилась в Зугдиди. Она была открыта только в 1986 году. Два маршрута связывали между собой промышленные районы и, пока предприятия работали, были достаточно востребованы. К моменту развала Союза в городе работало 16 машин, а протяженность линий составляла 22,5 км.

А затем в Грузии была гражданская война, которая привела к перерыву в работе троллейбуса аж до 1995 года. После возобновления движения оба маршрута исправно функционировали до 2000 года, когда один из них закрыли – не стало заводов, некого стало и возить.

Стоит отметить, что в отличие от большинства грузинских городов, вездесущих Skoda 9Tr в Зугдиди не было. Логично, что во второй половине 80-х открывать движение доверили ЗИУ-682В – модель была освоенная, проверенная, а главное – советская, за которую не нужно было платить валютой. Впрочем, к 99-му году они выглядели, мягко говоря, удручающе. Отсутствие фар, заваренные железом окна и ржавчина «по кругу» стали для «зиушек» нормой.

Уже в постсоветские времена в город пришли несколько Skoda 14Tr. Если сначала они выглядели вполне цивильно, то уже в начале «нулевых» «жестяные» окна стали нормой и для них. И не только окна – как вам полностью заваренная средняя дверь?

Движение «рогатых» в городе окончательно закрыто в 2009 году. К тому моменту оставшийся маршрут имел протяженность всего 5,5 км, а весь парк был представлен 8 «зиушками». Забавный момент – последние два троллейбуса в Зугдиди их водители отволокли на свои дачные участки, где они теперь и пребывают. Наверное…

Skoda 14Tr02/6, Зугдиди, конечная остановка «Фарфоровый завод», сентябрь 1999. Фото David Pearson
Skoda 14Tr02/6, Зугдиди, конечная остановка «Фарфоровый завод», сентябрь 1999. Фото David Pearson

Гори

Самой неубиваемой для Грузии стала троллейбусная система в Гори.

Она была открыта 30 апреля 1972 года. 22 троллейбуса Skoda 9Tr успешно начали свою работу, и уже в 1981 в родном городе товарища Сталина было четыре маршрута.

За всю историю «рогатых» в Гори их количество не превысило  четырех десятков. Это были чешские Skoda 9Tr и Skoda 14Tr, а также родные «зиушки». Интересно, что в «нулевых» сюда поставляли и «бэушные» машины из Тбилиси и даже из Афин.

Движение троллейбусов с каждым годом, прожитым в независимой Грузии, становилось все хуже. Уже к середине 2000 года в городе остался один единственный маршрут. Да и тот работал весьма своеобразно. Чего стоит запечатленный на фото разворот «зиушки» с отрывом штанг из-за затопления путепровода под ЖД мостом в сторону деревни Тинисхиди! К слову, после конфликта в Южной Осетии в 2008 году разворот троллейбусов в этом месте стал нормой – маршрут сократили.

Эпоха троллейбусов в Гори закончилась в 2010 году. К этому моменту их рабочий день начинался в 7 утра и заканчивался в 16:00. Однако и это было достижением - в других грузинских городах «рогатые» исчезли еще раньше. Продолжение темы можно посмотреть ЗДЕСЬ.