Какой должна быть "идеальная" девушка? Милой кокеткой? А быть может тихой скромницей? Или для жизни больше подойдет такая сильная, пробивная и очень простая? Думаю, это вечный вопрос.
В 20-е годы молодые люди активно обсуждали вопросы общественной жизни, любви и брака. Не остался незамеченным вопрос о женственности и какой она видится молодым людям в новой России.
Вот что писал товарищ Быстрицкий в своем письме к редакции "Смена":
"О той, у которой каждый день драма перед зеркалом происходит, у которой подозрительно красные губы, в обтяжку юбка и т.д., говорить не приходится. Настоящего комсомольца тошнит от такой "женственности", такой девки ему не нужно".
Делаем вывод: нежные барышни с тягой к модным нарядам не пользуются популярностью. Буржуазная женственность, пользование косметикой и крой одежды, подчеркивающий "половые признаки" порицаются. Но! Поверьте, это не самое интересное. Читаем дальше.
Милые "куколки" вроде бы не нравятся комсомольцам, но им и не нравятся девушки нового типа, эдакие настоящие товарищи.
Письмо товарища Путятина с Харьковской чулочной фабрики:
"Сколько я встречал таких девушек, которые, вчера вступив в комсомол, сегодня уже постригли косы. И потом, что самое главное у нас в ходу, так это кожаная тужурка. Из последних сил будет выбиваться, голодать, из кожи вылезет, а все-таки приобретет "кожанку". И все это потому, что вот эта самая "кожанка", по мнению многих чудаков, является будто бы "партейной модой, или, как существует выражение, "оденусь по-комиссарски". Эта комиссарская одежда не очень-то дешево стоит, и за неё на зиму можно было бы хорошо одеться, а не мерзнуть как цюцику по своей дурости.
Доказать перехватыванием мужской одежды равенство женщины с мужчиной невозможно, а такая привычка, как курить, отпадет скоро и у мужчин. Девушка, как всякий человек, должна стремиться воспитывать из себя ещё лучшего человека, но раз ты по природному назначению девушка, то и оставайся девушкой".
Из письма товарища Евгения Экран:
"Комсомолка в кожаной тужурке, в кепке на затылке, с папиросой в зубах, с басом, про которой даже в песне поется: "голоса ужасные, это комсомолки по улице идут", вредит себе в работе, потому что деревня недолюбливает такую комсомолку, встречает её недружелюбно, а это имеет большое политическое значение".
Молодые люди совершенно запутались. С одной стороны, он отстаивали новый идеал женщины - твердую и энергичную в работе, с "мужскими чертами характера" в противовес буржуазной нежности. Им хотелось чтобы девушки оставались девушками, с женскими чертами характера, отсутствовала грубость. Чтобы новая девушка была с развитым мозгом и могла заинтересовать парня не только как товарищ по работе, но и как женщина. Одевалась она как-нибудь женственно, но не слишком. Чтобы было наглядно видно, что пред вами женщина, но не угадывались женственные формы. Носила платья, но не нарядные, а удобные при работе. Следила за чистотой и внешним видом, но незаметно. Корреспонденты "Трое из Галича" писали:
"Неужели комсомолка привлекает парня только наружностью, платьем и чистым платком? И если комсомолка оденется "по-комсомольски", но будет уделять этому одеванию 50% своего времени, то она будет глупа как любая "барышня", и, по-нашему, это не комсомолка".