Найти в Дзене
Белая Орхидея

Однажды в городе транспорт замер на три месяца

Оглавление

Это случилось 8 декабря 1942 года в Ленинграде, когда утром встали трамваи - единственное средство передвижения, которое справлялось с нуждами блокадного города. Почти все машины уехали в сторону фронта, а троллейбусы не справились с нагрузкой и остановились ещё раньше.

Приостановление последнего вида общественного транспорта было связано с сентябрьским распоряжением об экономии электроэнергии,
из-за чего
перестал функционировать водопровод и некоторые предприятия. На остальных заводах установили газовые, бензиновые
или дизельные генераторы.

Голодные, измождённые ленинградцы вынуждены были пешком преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, выстаивать длинные очереди, чтобы получить 250 г хлеба по рабочей карточке
и 125 г по детской, отвозить на санках погiбших и ходить на Неву
за водой.

Жизнь ленинградцев стала измеряться граммами и шагами...

Хорошо писать о подвигах. Но жизнь складывается не только из них.
Из-за обесточенности города нечистоты выливались во дворы домов,
и по весне городу грозила эпиdемия. Силами работников трамвайно-троллейбусного управления - а это 90 % женщин и подростков - было восстановлено
150 км (!) контактной сети города.

Первый трамвайный трезвон ленинградцы услышали 8 марта 1942 года - счастливая вагоновожатая не снимала ноги с педали, чтобы жители города знали - мы живы, а, значит, мы выстоим!

В течение месяца шли только грузовые трамваи - на прицепленных платформах вывозились снег и лёд, пропитанные нечистотами, и мусор, скопившийся за зиму.

А уже 15 апреля в блокадном Ленинграде трамваи возобновили своё движение по пяти маршрутам для пассажиров. Это была не просто победа духа советского человека. Это был мощнейший психологический удар для нацистов, охвативших кольцом Ленинград.

Из воспоминаний пленного немца - ефрейтора Ганса Фолькенхорста:

"Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Чёрт возьми... они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?! Зачем же мы мёрзли здесь всю зиму? Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они... пустили трамвай?!"

Итак, мы продолжаем наше путешествие по Можайской улице Санкт-Петербурга, где согласно мнемоническому правилу "разве можно верить пустым словам балерины" название улицы соответствует слову "можно".

Именно на этой улице находится неприметная постройка 1920-х годов архитектора Раисы Николаевны Кохановой - тяговая подстанция № 15 "Клинская". Это была первая подстанция, давшая блокадному городу электрический ток в марте 1942 года.

Скромное здание, построенное столетие назад, до сих пор питает трамвайный парк электрическим током.

Талантливый архитектор Раиса Коханова является автором нескольких подстанций в нашем городе. План ГОЭЛРО был главнейшим пунктом в определении Лениным коммунизма - "это советская власть плюс электрификация всей страны".

Под влиянием ленинской идеи провести электричество в дома,
в квартиры, в каждую глухую деревеньку творили многие архитекторы
в начале ХХ века. Это отразилось на формах воплощения второй идеи большевиков -
отказ личного в пользу общественного. Отсюда - мечты
о городах-садах, ячейках для жилья, фабриках-кухнях, пролетарских банях и об электростанциях.

Стиль, в которых Кохановой построены подстанции, нельзя охарактеризовать конкретным термином. По мнению современных знатоков архитектуры, её здания - это символ советских утопических начинаний. Но здания молодого архитектора функционируют в течение ста лет и привносят некую изюминку в облик улиц, на которых они стоят.

В частности, подстанция "Клинская" на Можайской улице гармонично вписалась в общий облик Доходных домов, построенных до революции 1917 года.

Во время блокады Раиса Николаевна занималась охраной памятников
от бомбёжек, за что была награждена медалью
"За оборону Ленинграда". А после войны руководила реставрацией зданий.

Единственную фотографию Раисы Николаевны Кохановой смогла отыскать только на сайте "Бессмертный полк" - даже в Википедии материал о скромной и талантливой женщине представлен без фото.

Р.Н. Коханова, фото взято с сайта "Бессмертный полк".
Р.Н. Коханова, фото взято с сайта "Бессмертный полк".

Вы думаете, что удивительные открытия на Можайской улице закончились? Отнюдь! Продолжение здесь.

Другие статьи согласно мнемонического правила "разве можно
верить пустым словам балерины":
Можайская - "можно"
Можайская (часть 2)
Верейская - "верить"
Подольская - "пустым"
Серпуховская - "словам"
Бронницкая - "балерины"

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и
подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея