Найти в Дзене
Адепт

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ "ЧАЙНИКОВ"

В этом посте я попытался обобщить свои общие знания "чайника" по философии, начиная от Ригведы и заканчивая неоплатонизмом.

В этом посте я попытался обобщить свои общие знания "чайника" по философии.

Философия возникает при переходе совместного общежития людей из первобытного состояния, при котором целью было выживание в условиях дикой природы, к следующей стадии – цивилизации, при которой целью стало применение накопленных навыков и знаний для защиты общежития от изменения природных условий и внешних врагов. В общественном поведении людей психическое поведение людей (стихийность) стало подчиняться сознательному поведению (здравому смыслу). Такая историческая метаморфоза осуществила переход от мифологической формы общественного сознания (мифы, легенды, предания), отражающей повседневную религиозно-бытовую действительность к объяснению возникновения и влияния, как внешних природных сил, так и новых форм человеческих отношений, связанных с управлением общежитием и разделением общинного имущества в ходе разделения общественного труда.

Мифология – это способ миропонимания, который не разграничивает мир и человека; в нем все слитно; фантазия и реальность. Мифология (как и дальше философия) закрепляет принятую в обществе систему ценностей. Через эпос, сказку, легенды, исторические предания она вошла в современную культуру.

В мифах все силы природы обожествлялись. Главным действием людей считалось действие их по отношению к богам, гимн во славу бога, сопровождаемый жертвоприношениями. Такому действию приписывались магические свойства, способные умилостивить бога, а через них и природу.

ИНДИЯ

В «Ригведе» - самой древней книге человечества существуют философские размышления, поднимающиеся над мифологией: где солнце ночью, куда деваются звезды днем, откуда и куда дует ветер… Дается гипотеза, что все вещи произошли из первоэлементов: огонь, вода, воздух, земля, дерево. Более того, говорится о космогоническом гимне: первооснова жизни не определена, лишена конкретного содержания, аморфна, и поэтому она есть нечто единое, но о ней нельзя сказать, что она существует или не существует. Единое делится на противоположности: сущее не сущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т.д. Что касается богов, то они появились после. ЭТО НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ.

Далее Ведическая литература дает возможность проследить, как постепенно в древнеиндийской философии мысли внимания от явлений внешнего мира переходят на человека, его психику и мышление.

Школа ЧАРВАКА

Школа «чарвака» признавала внешний мир существует независимо от человека.

Он может быть изменен, но не магией, молитвой или жертвоприношением, а путем физического воздействия. Природа управляет сама собой.

Добро и зло, согласно этической теории чарвака – это создания человеческого воображения. Реальны лишь страдания и наслаждения чувственного бытия (а не аскетизм буддизма). Созвучно гедонизму – «наслаждение» - учение о наслаждении как высшем благе.

Тяжелый путь совершенствования человека находится в зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Но самый главный из них – соотнесенность с абсолютом, который начинается с общечеловеческих норм морали, но не предполагает отречения от земных страстей, искушений. Чарвака не предполагает аскетический образ жизни, который проповедует уход от тяжелой, неблагоустроенной жизни и бегство от нее в смирение, безразличие, самосовершенство.

На первый план в Чарваке стоит обращение к самосознанию (Сократ: «познай самого себя»).

БУДДИЗМ

Выступает против религиозных ритуалов. Центральная проблема – бытие личности. Стержень буддизма – это проповедь Будды о 4 благородных истинах: страдание, причина С., путь ведущий к освобождению от С., освобождение от С. Психологическая реальность – страдание, понимаемое как ожидание неудач, потерь… в основе которого лежит страх. Но страдание неотделимо и от надежды. Страдание – изначально и органично для жизни. Сансара – бесконечные перерождения (КПРФ находится в состоянии политической сансары). Медитация – основа познания, созерцательное размышление. Личность не отделима от окружающего мира. Нет противоположности объекта и субъекта, духа и материи. Все есть целостность, единство.

ДЖАЙНИЗМ

Рассматривая проблемы сознания, сторонники джайнизма признают два вида познания:

· Несовершенное – непосредственное, чувственное;

· Совершенное – интуитивное, способность постичь истину путем прямого ее усмотрения, без обоснования эмпирическими данными и логическими доказательствами. Признают адекватность знания предмету познания.

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет этическое воспитание личности. Философия джайнизма учит различать идеальное и обычное состояние, религиозную и светскую мораль.

КИТАЙ

Китайские мифы носят зооморфный характер, действующих в них богов и духов (сходство с животными, птицами рыбами, которые, как правило, были полуживотными, полулюдьми. Главный бог – Шан-ди, которому все остальные подчинялись. Государь – это «сын неба». Существовал культ предков – признание влияния умерших на судьбу потомков. В философию вошли духи «инь» и «ян». С их помощью ведется объяснение становления и развития Вселенной, Земли и всего, что на ней происходит. Натурфилософские идеи (время, пространство, дух, материя, земля, вода) не занимают главного места. Главное место отдано этике (конфуцианство), проблемам управления страной, выработке планов идеального общества. Не разработаны в китайской философии и проблемы логики.

Конфуцианство

Учение, не знающее религиозной истины, но направляющая ум к практической нравственности.

Религия направляет ум к духовной (душевной) нравственности (с помощью идеалов любви и милосердия). Практическая нравственность диктуется практической нуждой (трудом человека) и частной собственностью.

Книг от него не осталось. Рассказы и записи учеников «Беседы и суждения». Его философия – антропоцентризм – проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры (гуманность, человечность, любовь к людям; справедливость, верность…). Учение «сяо» - учение о сыновней почтительности, уважение к родителям и старшим. Сяо – эффективный метод управления страной, ибо страна это большая семья. Музыка как средство облагораживания нравов. Большое место отводил этикету, как своду правил благопристойности, регулирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. После смерти Конфуция конфуцианство распалось на 8 школ.

Школа Мэн-цзы

Доброта – врожденное качество человека. Человек знает и понимает, что такое добро, а также способность творить его. Зло существует как результат ошибок людей. Правление должно быть гуманным. Главное в управлении страной – справедливые приказы и точность следования закону.

Даосизм

Исходная идея философии даосизма– учение о «дао»: путь, закон, природа. Учение о пути, естественном, вечном и всеобщем законе возникновения, развития и исчезновения Вселенной – главное в философии даосизма (напоминает НЕОБХОДИМОСТЬ). Отсюда возникает принцип следования «дао», т.е. поведения (действий), согласующегося в микрокосмосе с «дао» (природой) человека, а в макрокосмосе – с «дао» Вселенной. Т.е. так как человек от рождения наделен добротой, любовью, милосердием (прирожденными качествами)… , то достаточно следовать этим ценностям, чтобы обрести, свободу, счастье, успех и т.д. Всякое действие, противоречащее «дао», означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

Общее

Знающий людей - благоразумен. Знающий себя -просвещен. Побеждающий людей - силен. Побеждающий самого себя - могуществен. Знающий достаточно - богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет свою природу - долговечен. Кто умер, но не забыт - бессмертен.

ЯПОНИЯ

Ранняя религия синтоизм– путь, учение богов. Но это была форма от конкретно-чувственного восприятия (через мифологию) к его осмыслению с позиций индивида. Однако эта религия с точки зрения абстрактных понятий была бедна.

Но общественное развитие требовало более яркой формы осмысления мира. Им стал буддизм, который заостряет внимание на терпимости, выдвинув на первый план образец-наставник для людей, ведущего людей по пути нравственного совершенства, к достижению нирваны, высшему состоянию.

Переход от бронзы к железу, появление товарных отношений, ослабление родоплеменных структур, появление первых государств, рост научных знаний вызвали в VI веке до н.э. мощный интеллектуальный взрыв в странах древнего Востока. Начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы – о мире, о человеке, о смысле жизни, о добре и зле, как эстафетную палочку приняла философия.

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН И ЕГИПЕТ

Единое нерасчлененное знание , вбиравшее в себя и философское знание, развивалось через практическую нужду. Предсказание разливов Нила для земледелия, арифметика и геометрия для строительства пирамид, храмов; права для упорядочения общественной жизни (кодекс законов Хаммурапи. В нем правовые проблемы были развиты с позиций интересов рабовладельцев: землевладельцев, торговцев, военных. Это вызвало к жизни такие философские понятия, как долг, справедливость, благо. Религия также через веру в богов, высказывает отрицательное отношение к жестокому и беспощадному деспотизму )… Значительную роль играло жречество, которое содействовало распространению религиозных верований. Поэтому философское знание развивалось двумя путями: с одной стороны данные естествознания (астрономия, математика), с другой – в лоне мифологии и религии. От теогонии к космогонии к космологии. Главное светило у вавилонян – луна, у египтян – солнце.

С течением времени и пополнения знаний мифы переосмысливаются, становятся все более философскими, оперируя такими понятиями, как: связь, причина, следствие, мир, порядок, счастье, долг, добро и т.д.

Знаковым произведением является «Диалог господина и раба о смысле жизни» (Вавилон). В нем отвергаются надежды на милость правителя, на возможность успешного восстания против деспота и на помощь богов. Таким образом, смысл жизни связывается не с политической борьбой и надеждой на помощь богов, а с самими человеческим существованием, его значением для самого человека. Проблема смысла жизни – важнейшая философская проблема. Важнейшие философские воззрения египтян и вавилонян были восприняты древнегреческими философами.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Время возникновения философской мысли в древней Греции конец VII начало VI века до н.э. Это был период правления родовой знати, развития рабовладения, ремесел и торговли. На смену мифологическим образам Хаоса, Земли, Эрота приходят философские понятия пространства, материи, движения. Настало время 7 мудрецов. Первым среди них был Фалес Милетский- философ, астроном, математик (сочинения не сохранились). Он ввел понятие «начало» как мирового вещества, из которого возникают все вещи (у него первооснова – вода). Ввел понятие – элементы; неразрушимость материи, которая движется самопроизвольно и постоянно. Он первый поставил вопрос «ЧТО ЕСТЬ ВСЕ ?».

Они были наивными материалистами, согласно их учению весь мир имеет своим первоначалом и первопричиной один из материальных элементов (воздух, воду, землю, айперон). Никто из них не уделил никакой роли божественному уму.

Анаксимандр

«Части изменяются, целое же остается неизменным». Т.е., если различные состояния материи переходят одно в другое, то целое – вся материя в совокупности – не может перейти в какое-нибудь другое первоначало.

Основа всего сущего – АПЕЙРОН – «материя», «материальная причина». Это абстрактная, неопределенная материя. Апейрон активен. Вечное движение более древнее, чем вера (боги). Благодаря движению апейрона одни вещи рождаются, другие умирают.

Анаксимандр – стихийный диалектик, т.к. мир по нему – это бесконечное движение связей и взаимодействий. Он учил, что из единого (апейрона) выделяются противоположности (теплое и холодное; сухое и влажное). Миров существует бесконечное количество. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей.

Пифагор и пифагорейский союз

Его учения:

· О бессмертии души;

· О метемпсихозе (сансара) – переселение душ в сочетании с памятью предков;

· Требование очищения (катарсис как высшей этической цели);

· Проблема чисел как сущности вещей;

· Социальные проблемы «у друзей все общее».

Цель: уяснить сущность многообразных вещей, найти то общее, что их объединяет, открыть их отношения и связи. Раскрывает эти проблемы через числа.

Справедливость – «воздаяние, равное (ущербу, причиненному) другому.

Гераклит

В основе всего – огонь; все переменчиво. Т.е. в основе лежит материальный первоэлемент. Он использовал принцип детерминизма, т.е. принципа о причинной обусловленности явлений, признании необходимости в их развитии, т.е. необходимость – это развитие без случайностей, так как оно происходит по причинно-следственным связям. Необходимость по Гераклиту – это всеобщий закон (логос), созидающей сущее из противоположного движения. Логос – это своего рода диалектический закон. Случайность возникает благодаря действию внешних сил.

Учение о познании – гносеология от Гераклита. Человек обладает двумя средствами познания: чувственным восприятием и логосом (который можно познать только разумом)

Причина возникновения вещей не разумная и целесообразная воля и творчество бога, а природная необходимость и случайность.

Демокрит

Ввел новую форму материализма – атомистическую (трудов не дошло).

Природа по Демокриту – масса вечной и бесконечной материи, находящейся в бесконечнгом движении и изменении. Бытие состоит из атомов и пустоты. «Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств. Они находятся в непрестанном движении. Атомы не делимы».

Из атомистики Демокрита вытекает признание универсальной причинности. Атомы взаимодействуют – отталкиваются и сцепляются – что приводит к новым вещам и явлениям. Случайность – явление, причина которого не известна. Необходимость всех явлений и процессов природы – это результат вечности времени, беспредельности пространства, вечности атомов. Душа тоже есть соединение и разъединение особых атомов. Значит, душа смертна. Значит, нет загробного мира.

Познание. Два рода познания: истинный и темный. Ощущение дает образ предмета, но оно не может проникнуть в малое. Не ощущаемое определяется разумом. Только разумное знание является полным, истинным.

От вещей исходят образы, или «истечения», которые улавливаются органами чувств человека, после чего возникают ощущения. «Истечения» Демокрит назвал «идеалами». Итак, ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы (идеалы). Боги – это идеалы, истекающие от явлений природы, а потому они не бессмертны. Демокрит применял в своих исследованиях аналогию и гипотезу. Аналогия – поиск в вещах и явлениях соответствия, сходства признаков, свойств. Гипотеза – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которых будет еще доказываться.

Этические и политические взгляды. Цель жизни – земное счастье как разумное удовлетворение потребностей, при котором человеку обеспечена «эвтимия» - хорошее расположение духа (не тождественно удовольствиям), т.е. В ДУШЕ НЕТ СТРАХА и СТРАСТИ. Тот, у кого хорошее состояние духа, всегда стремится к справедливости и законным делам. Высшее наслаждение надо находить в самом себе. Задача политики – обеспечить «эвтимию» для свободных граждан. Идея открытости мышления всему миру, его роли в объединении народов и стран: «мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир.»

К государственному устройству люди приходят через нужду и потребность, ибо человеческие руки, ум и сообразительность создали цивилизованное общество: жилище, одежду, орудия труда. Т.е. польза труда и нововведений создали цивилизацию.

Религия. Боги – создание людей. Две причины: гносеологическая – результат существования образов (идеалов) в природе, которые порождают страх людей и не могут объясниться человеком; психологическая – страх людей перед будущим в жизни и после смерти. Возможен и обман, как зомбирование психики людей, с целью внушить людям страх из-за отсутствия смысла жизни. Тогда внушают, что смысл жизни есть служение богу (что есть истина ? Истина есть бог).

СОФИСТЫ

Софисты – учителя «мудрости» и «красноречия». Платные учителя мудрости, которые обучали всему. Главное место обучения – риторика. Вобщем, по современному это репетиторы. Основное в учении – вопросы познания истины, учили о важности роли разума в поиске истины. Софист и софистика – характеристика лиц и приемов, связанных с сознательным применением ложных аргументов и логических уловок. «Софистика» - это преднамеренное, сознательное применение в споре и в доказательствах софизмов. Аристотель называл софистику «мнимой мудростью».

Софистов интересовали проблемы справедливости и равноправия граждан. Равноправие направлено на заключение государственного договора, который обеспечивает равноправие граждан, но ограничивает их свободу.

Цель философии софисты видели в открытии для индивидов пути к личному счастью, т.е. счастья как спокойствия духа.

СОКРАТ

Сын скульптора и повивальной бабки. Философские взгляды носили антропоцентрический характер, так как в центре его философии был человек. Философия материального его не волновала: космос, природа вещей, развитие… Его сознание и самосознание, поведение, отношение к другим людям и общественной жизни. Цицерон «Сократ свел философию с неба на землю, в города и дома». Сократ : «путем размышлений можно найти истину». Майевтика – установление истины с помощью искусно поставленных вопросов (близок к софистам). Поиск общего в частных случаях (элементарный индуктивный прием). Ирония – прием тонкого, скрытого или лукавого высмеивания или вышучивания, при котором ведется поиск истины.

Философия по Сократу – это учение о том, как надо жить. Знание делает человека счастливым. Счастье – это цель и средство жизни. Требование внутренней свободы личности, достигаемой благодаря самопознанию и независимости от внешнего мира ? «Благо есть полезное». Но абсолютного блага нет, что одному полезно, то другому вредно, т.е. все относительно. Современность – благо это материальная или духовная ценность, удовлетворяющая потребность человека: здоровье, духовное здоровье, занятия наукой и искусством, согласие в семье, дружба, благоустроенное государство. Управлять государством должны умелые люди, а не каждый, что подразумевала афинская демократия – по жребию. Т.е. Сократ выступал против существующих традиций, законов.

ПЛАТОН

Создатель теории идеального государства. Государство – это результат врожденных у людей потребностей к объединению.

Красота – единение тела, души и ума. Здесь сливается прекрасное с нравственным и физическим.

Платон считал, что существует два мира – мир идей и мир вещей, при этом последний – это отблеск мира идей. «Софист отличает частности, но не умеет их обобщать».

АРИСТОТЕЛЬ

Ученик Платона. Критически переосмыслил философию Платона и создал собственную. Логика направлена на достижение истинного знания.

Основной принцип мышления – закон противоречия: «невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету».

Второй закон мышления – закон исключения третьего: «если утверждения противоположны, то не может быть «среднего» утверждения, как истинного».

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Возникла после распада империи Александра, что повлияло на всю духовную жизнь общества. Возникли три главных течения: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

СКЕПТИЦИЗМ

«Скептиос» - рассматривающий, исследующий. Как философское гносеологическое (познавательное) учение выражает недоверие к любым определенным взглядам и представлениям, сомнение в их истинности. База: в природе много противоречащих явлений (суждений), которые в определенный период исследования равносильны. Так вот надо воздерживаться от суждений решительного предпочтения одного суждения над другим. Почему? Все вещи и явления текучи, качества относительны, потому что определяются через чувства, которые у разных людей разные.

ЭПИКУРЕИЗМ

Основал свою школу под названием «САД». Учение о нравственности – этика. Вселенная бесконечна, элементы вселенной – атомы, пустота – занимаемое ими пространство. БОГ – это этический идеал и не вмешивается в жизнь людей. У него нет «мира идей» и «первого двигателя». Источник движения материи в свободном отклонении атомов. Душа умирает с телом, так как суть души состоит в движении атомов в теле.

Начальный акт познания (источник знания) – ощущения, чувства и общие представления – понятия. Через них устанавливается связь объекта с субъектом. В основе логического мышления лежит индукция – движение мысли от частного к общему.

Этика – практическая философия. Счастье – удовлетворение желаний, то, что приносит человеку удовольствие. Удовольствие – это не чувственное наслаждение, а отсутствие страдания, душевных тревог. Это включает здоровое тело и спокойный дух. Этика Эпикура противостоит этике стоицизма, которая считала, что всякие потребности заслуживают презрения, жизнь подчинена року, и если человек запутался в хаосе жизненных отношений, то самоубийство – достойный выход. Стоики считали, что существует некий мировой план и всеобщая целесообразность. Два философских подхода поставили вопрос понимания человеческой свободы и высшего назначения человеческой жизни.

Этика Эпикура не соглашалась со скептицизмом, утверждавшим, что человек должен следовать тому, к чему его влекут ощущения и чувства. Эпикур был противником грубых чувственных наслаждений, так как считал, что нравственная жизнь требует соблюдения надлежащей меры во всем.

Справедливостьрассматривается как поступок, направленный на то, чтобы не принести вреда другому, но и не терпеть его от других. Отсюда – необходим общественный договор, который обеспечит справедливость.

Мудрость – способность исцелять людей от душевных страданий. Мудрец выше обыденной мирской суеты.

Религияпорождается страхом перед смертью и загробным миром.

Философия Эпикура направлена на то, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Человек должен не плестись в хвосте событий, а иметь возможность делать выбор, понимая природу необходимости и ее связи со свободой. Для стоиков необходимость - это судьба, рок.

СТОИЦИЗМ

Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков , получившая свое название от афинского портика – живописной Стои в Афинах, где она возникла. Стоицизм – течение эллинистической и римской философии, стремившейся обосновать внутреннюю независимость и непоколебимость человеческой личности. (основатель Зенон из Китиона около 300 г. до н.э.).

Как Эпикур, так и стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, которое они называли логикой. Физика – учение о природе стоики взяли у Аристотеля (учение о форме и материи) и идеи Гераклита (мир произошел от огня, учение о логосе - Боге, или законе). Мир един, наделен божественными свойствами, целесообразен и совершенен (атомы, пустота – это игры, поиск разума). Логос пронизывает весь мир, это его имманентная внутренняя сила мира, природный закон, управляющий мировым развитием.

Если философия Эпикура направлена на то, чтобы вырвать человека из оков необходимости, то для стоиков необходимость - это судьба, рок. Судьба «ведет» того, кто ей повинуется и «насильно влечет» того, кто ей сопротивляется. Человек должен, таким образом, жить по логосу. Только такая жизнь добродетельна. Добродетель у стоиков определяется как разумение, знание о добре и зле. Благо – это знание о добре и зле, а порок единственное зло. Все остальное может содействовать и добродетели и пороку.

Все остальное – «предпочтительное»: здоровье, богатство; «непредпочтительное»: болезнь, бедность.

Тот, кто выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь, тот постиг необходимость логоса.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В Древнем Риме философия возникла значительно позже, чем в Греции и испытывала сильное влияние последней, особенно стоицизма и эпикуреизма.

ЛУКРЕЦИЙ КАР

Гениальный римский поэт-философ эпохи I века до н.э., написавший поэму «О природе вещей».

1. Неуничтожимость материи: одно отмирает, второе рождается.

2. Все состоит из атомов (учение Эпикура)

3. Случайность возникает при столкновении атомов как явление самого бытия. Таким образом, случайность порождает свободу развития и движения по пути совершенства путем естественного отбора. Если это игнорировать, то у человека не может быть свободы выбора и воли, а есть только фатализм, судьба, предопределенность и исключение свободы человека.

4. ДУША – устойчивые причинно-следственные связи в мозгу человека, определяющие мировосприятие и самоиндентификацию человека в изменяющемся окружающем мире.

5. Чувства (ощущение и восприятие) – критерий истины, исходный пункт всякого познания.

6. Познание мира – это естественный мыслительный процесс для человека.

7. Культурное общество связано с договорными началами на «основе доброй воли законов, стеснению прав подчиниться».

8. Христианство изгоняло любые материалистические идеи, поэтому философия Лукреция не могла получить своего дальнейшего развития.

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Неопифагореизм и неоплатонизм

НФ возник в результате потребности людей в субъективном самоуглублении (что есть «я» в огромном изменяющемся мире ?). Эта же потребность вызвала к жизни и НП как учение о внутреннем покое личности и защите ее от катастроф и потрясений, происходивших в связи с огромным ростом военно-монархической организации римской империи.

· Бог удален от всего чувственного, а поэтому единственный путь к нему – это «чистый ум».

· ЗЛО – нарушение людьми устоявшихся принятых обществом причинно-следственных связей.

· Критерий истинности – устойчивые причинно-следственные связи, изменения которых поддаются логическому объяснению и прогнозированию.