Это слово придумал критик Изи Брашо в качестве французского синонима к фотореализму. Об этом направлении в живописи впервые заговорили после крупной выставки американских и европейских художников-фотореалистов, состоявшейся в 1973 году в Брюсселе. Это слово – синтез греческого и латинского слов, вместе обозначающих «над реальностью».
Как развивалось направление Гипперреализма
Направление, основывающееся на эстетических принципах фотореализма, позднее выделилось в самостоятельное и приобрело свои особые черты. Они проявились и в других видах искусства кроме живописи. Художник из США Денис Петерсон первым обозначил возникший новый стиль как гиперреализм, назвав группу использующих его художников, в том числе себя, гиперреалистами.
Новое течение обрело последователей в США, Европе и в Советском Союзе. В 80-е в Москве возникла «Группа «6», которую возглавил Сергей Шерстюк. Ее участники именовали себя «гиперами». Авторы создавали работы различной тематики. Это портреты, пейзажи, жанровые сцены, но творчество большинства гиперреалистов имеет социальную направленность – разоблачение ужасов войны, Холокоста, тоталитарных режимов, акцент на жизни социальных низов, жестоком обращении с людьми, трудном детстве.
Некоторые культовые работы гиперреалистов:
Герхард Рихтер – портреты дочери Бетти, написанные в 1977 и 1988 гг.
Отличительные особенности живописного направления
Гиперреалисты сознательно отходят от точного следования правилам фотореалистов и не стремятся достигнуть четкого соответствия изображения фотоснимку. Наоборот, они используют фото как основу для собственной картины, которую обогащают собственной историей, привнося в нее свои оттенки смысла. Создается реальность, но не та, какая она есть, а та, какой они ее видят.
Фотографии моделируются и улучшаются, становясь более выразительными за счет использования оптических иллюзий, которые помещаются в определенный социальный или культурный контекст. Например, Клоуз переносил фотоснимки на холст и чертил на нем квадраты, выделяя границы перехода оттенков, а само пространство делал ярким и сочным. Таким образом снимок получался выпуклым, как 3D-изображение.
Картины фотореалистов можно сравнить с четкими высококачественными снимками, в то время как гиперреалисты стремятся к созданию более загадочных полотен, в котором чувствуется их авторское видение мира. Довольно часто они не воссоздают кусок реальности целиком, а акцентируют какую-то деталь, наделяя ее центральным смыслом и привнося дополнительные смысловые оттенки.
Так Маша Шубина, создавая работы на основе селфи, отдельно подчеркивает губы, солнечные очки, дополняя картины другими деталями: появляется револьвер, венок из цветов, бритва и сигара. Размеры гиперреалистических полотен обычно в 10–20 раз превышают размеры фотографических исходников.
Произведения обретают вещественность и объемность благодаря правильному использованию светотени. Мастера используют аэрографы, комбинируют акриловые и масляные краски.
Путь художника Вячеслава Грошева
К гиперреалистам причисляют современного художника Вячеслава Грошева – россиянина, переехавшего в Канаду. У него хорошо оборудованная студия, художник много работает над портретами и сюжетными картинами, востребован заказчиками. Персональные выставки автора становятся популярнее год от года. Чаще всего Грошев рисует детей-ангелочков, романтичные пары, обнаженных женщин (особняком стоят работы на библейские сюжеты – «Десять заповедей», «Авраам и Исаак»).
Живопись Грошева невероятно технична. Возможно, его искусство в чем-то сродни и классике. Например, работам французского художника, салонного академиста XIX века Уильяма Бугро, который любил изображать очаровательных детей и игривых красавиц, добиваясь их максимального сходства с оригиналами. При этом он создавал картины на античные и библейские сюжеты, тоже идеально правильные и даже чересчур красивые. Бугро был необычайно популярен, потом забыт на целый век, а теперь его творчество снова вызывает интерес.
По словам Вячеслава Грошева, он всерьез занялся изобразительным искусством после переезда в Монреаль, когда появилось время для этого. На родине окончил художественную школу и посещал индивидуальные занятия, но в эмиграции увлечение превратилось в профессию. Грошев признается, что работает по десять часов в сутки почти каждый день недели. В Канаде он обрел массу поклонников, картины покупают для частных коллекций Америки и Европы, критики оценивают их весьма высоко. Но автор считает признание скорее авансом, чем поводом почивать на лаврах, поэтому продолжает совершенствовать мастерство.
Грошева отличает профессиональное владение техникой мазка. А стремление акцентировать внимание на деталях (жест, взгляд, складка одежды, часть пейзажа) объединяет его с художниками-гиперреалистами. Он считает, что задача художника сродни задаче фотографа: выхватить один-единственный миг вечности и запечатлеть его на картине. Но, в отличие от фотографа, живописцу приходится сложнее, хотя и интереснее. Ему нужно вложить в произведение гораздо больше труда, чтобы зритель «поверил».
И все-таки эти гиперреалистичные картины – искусство или китч?
У гиперреализма немало поклонников, но много и противников. Их главный аргумент «против» – направление упрощает живопись, делает ее механистичной, слащавой, полной плагиата. Это голая техничность. Подобное может нравиться только людям с дурным вкусом. Постоянно появляются одни и те же заезженные сюжеты, и даже виртуозное владение кистью не сделает надоевшие образы живыми. Кроме того, зачем добиваться максимального художественного сходства с оригиналом в век расцвета фотографического искусства? Это превращает творца в ремесленника, а само искусство – в китч.
Гиперреалистов критикуют еще за изображение мрачных сторон реальности, а Грошева обвиняют в зацикленности на эротических сюжетах и называют его юных героинь Лолитами.
Путь художника-гиперреалиста и в самом деле непрост. Только время покажет, какое искусство окажется настоящим и переживет испытания бешеной популярностью и полным забвением.
Можно ли назвать картины Вячеслава Грошева шедеврами гиперреализма? Или это что-то совсем другое? Гиперреализм – искусство, которое переживет века. А может, китч-однодневка? Как считаете вы?