Найти тему
МоиФотоСтраницы

Гипперреализм – талант или ремесло? Как вы считаете?

Оглавление

Это слово придумал критик Изи Брашо в качестве французского синонима к фотореализму. Об этом направлении в живописи впервые заговорили после крупной выставки американских и европейских художников-фотореалистов, состоявшейся в 1973 году в Брюсселе. Это слово – синтез греческого и латинского слов, вместе обозначающих «над реальностью».

© Маленькая шалунья. Вячеслав Грошев
© Маленькая шалунья. Вячеслав Грошев

Как развивалось направление Гипперреализма

Направление, основывающееся на эстетических принципах фотореализма, позднее выделилось в самостоятельное и приобрело свои особые черты. Они проявились и в других видах искусства кроме живописи. Художник из США Денис Петерсон первым обозначил возникший новый стиль как гиперреализм, назвав группу использующих его художников, в том числе себя, гиперреалистами.

Новое течение обрело последователей в США, Европе и в Советском Союзе. В 80-е в Москве возникла «Группа «6», которую возглавил Сергей Шерстюк.  Ее участники именовали себя «гиперами». Авторы создавали работы различной тематики. Это портреты, пейзажи, жанровые сцены, но творчество большинства гиперреалистов имеет социальную направленность – разоблачение ужасов войны, Холокоста, тоталитарных режимов, акцент на жизни социальных низов, жестоком обращении с людьми, трудном детстве.

Некоторые культовые работы гиперреалистов:

Герхард Рихтер – портреты дочери Бетти, написанные в 1977 и 1988 гг.

© Портрет дочери Бетти. Герхард Рихтер, 1977 г.
© Портрет дочери Бетти. Герхард Рихтер, 1977 г.
© Портрет дочери Бетти. Герхард Рихтер 1988 г.
© Портрет дочери Бетти. Герхард Рихтер 1988 г.
© Готфрид Хельнвайн – «Мадонна на собрании»
© Готфрид Хельнвайн – «Мадонна на собрании»
© Трулс Эспедал – серия работ с птицами
© Трулс Эспедал – серия работ с птицами
© Трулс Эспедал – серия работ с птицами
© Трулс Эспедал – серия работ с птицами
©  Денис Петерсон – социальные картины, посвященные беженцам и бездомным
© Денис Петерсон – социальные картины, посвященные беженцам и бездомным
© Чак Клоуз – серия портретов
© Чак Клоуз – серия портретов
© Ольга Гречина – «Ида»
© Ольга Гречина – «Ида»
© Семен Файбисович – серия «Рейсовый автобус»
© Семен Файбисович – серия «Рейсовый автобус»
© Маша Шубина – ряд автопортретов «Потерянные и найденные»
© Маша Шубина – ряд автопортретов «Потерянные и найденные»

Отличительные особенности живописного направления

Гиперреалисты сознательно отходят от точного следования правилам фотореалистов и не стремятся достигнуть четкого соответствия изображения фотоснимку. Наоборот, они используют фото как основу для собственной картины, которую обогащают собственной историей, привнося в нее свои оттенки смысла. Создается реальность, но не та, какая она есть, а та, какой они ее видят.

Фотографии моделируются и улучшаются, становясь более выразительными за счет использования оптических иллюзий, которые помещаются в определенный социальный или культурный контекст. Например, Клоуз переносил фотоснимки на холст и чертил на нем квадраты, выделяя границы перехода оттенков, а само пространство делал ярким и сочным. Таким образом снимок получался выпуклым, как 3D-изображение.

© Маша Шубина – ряд автопортретов «Потерянные и найденные»
© Маша Шубина – ряд автопортретов «Потерянные и найденные»

Картины фотореалистов можно сравнить с четкими высококачественными снимками, в то время как гиперреалисты стремятся к созданию более загадочных полотен, в котором чувствуется их авторское видение мира. Довольно часто они не воссоздают кусок реальности целиком, а акцентируют какую-то деталь, наделяя ее центральным смыслом и привнося дополнительные смысловые оттенки.

Так Маша Шубина, создавая работы на основе селфи, отдельно подчеркивает губы, солнечные очки, дополняя картины другими деталями: появляется револьвер, венок из цветов, бритва и сигара. Размеры гиперреалистических полотен обычно в 10–20 раз превышают размеры фотографических исходников.

Произведения обретают вещественность и объемность благодаря правильному использованию светотени. Мастера используют аэрографы, комбинируют акриловые и масляные краски.

Путь художника Вячеслава Грошева

К гиперреалистам причисляют современного художника Вячеслава Грошева – россиянина, переехавшего в Канаду. У него хорошо оборудованная студия, художник много работает над портретами и сюжетными картинами, востребован заказчиками. Персональные выставки автора становятся популярнее год от года. Чаще всего Грошев рисует детей-ангелочков, романтичные пары, обнаженных женщин (особняком стоят работы на библейские сюжеты – «Десять заповедей», «Авраам и Исаак»).

© Полевые цветы. Вячеслав Грошев
© Полевые цветы. Вячеслав Грошев

Живопись Грошева невероятно технична. Возможно, его искусство в  чем-то сродни и классике. Например, работам французского художника, салонного академиста XIX века Уильяма Бугро, который любил изображать очаровательных детей и игривых красавиц, добиваясь их максимального сходства с оригиналами. При этом он создавал картины на античные и библейские сюжеты, тоже идеально правильные и даже чересчур красивые. Бугро был необычайно популярен, потом забыт на целый век, а теперь его творчество снова вызывает интерес.

© Полевые цветы. Вячеслав Грошев
© Полевые цветы. Вячеслав Грошев

По словам Вячеслава Грошева, он всерьез занялся изобразительным искусством после переезда в Монреаль, когда появилось время для этого. На родине окончил художественную школу и посещал индивидуальные занятия, но в эмиграции увлечение превратилось в профессию. Грошев признается, что работает по десять часов в сутки почти каждый день недели. В Канаде он обрел массу поклонников, картины покупают для частных коллекций Америки и Европы, критики оценивают их весьма высоко. Но автор считает признание скорее авансом, чем поводом почивать на лаврах, поэтому продолжает совершенствовать мастерство.

© Задумчивое настроение. Вячеслав Грошев.
© Задумчивое настроение. Вячеслав Грошев.

Грошева отличает профессиональное владение техникой мазка. А стремление акцентировать внимание на деталях (жест, взгляд, складка одежды, часть пейзажа) объединяет его с художниками-гиперреалистами. Он считает, что задача художника сродни задаче фотографа: выхватить один-единственный миг вечности и запечатлеть его на картине. Но, в отличие от фотографа, живописцу приходится сложнее, хотя и интереснее. Ему нужно вложить в произведение гораздо больше труда, чтобы зритель «поверил».

© Гимнастка. Вячеслав Грошев.
© Гимнастка. Вячеслав Грошев.

И все-таки эти гиперреалистичные картины – искусство или китч?

У гиперреализма немало поклонников, но много и противников. Их главный аргумент «против» – направление упрощает живопись, делает ее механистичной, слащавой, полной плагиата. Это голая техничность. Подобное может нравиться только людям с дурным вкусом.  Постоянно появляются одни и те же заезженные сюжеты, и даже виртуозное владение кистью не сделает надоевшие образы живыми. Кроме того, зачем добиваться максимального художественного сходства с оригиналом в век расцвета фотографического искусства? Это превращает творца в ремесленника, а само искусство – в китч.

Авраам и Исаак. / Сара и Исаак. Вячеслав Грошев.
Авраам и Исаак. / Сара и Исаак. Вячеслав Грошев.

Гиперреалистов критикуют еще за изображение мрачных сторон реальности, а Грошева обвиняют в зацикленности на эротических сюжетах и называют его юных героинь Лолитами.

Путь художника-гиперреалиста и в самом деле непрост. Только время покажет, какое искусство окажется настоящим и переживет испытания бешеной популярностью и полным забвением.

Можно ли назвать картины Вячеслава Грошева шедеврами гиперреализма? Или это что-то совсем другое? Гиперреализм – искусство, которое переживет века. А может, китч-однодневка? Как считаете вы?