Найти тему
Идем правее

Больше, чем реализм?

Признаем, что многие современные художники хорошо владеют техникой живописи. Но этого мало, чтобы создать работу, которая действительно "цепляет" зрителя.

Хочу обратить Ваше внимание на одну из работ Владимира Киреева. Признаюсь, не все его картины мне нравятся. Но несколько работ выходят за рамки реализма, причем в лучшую сторону (техникой правдоподобной живописи, на мой взгляд, Владимир владеет в полной мере).

У художника бывают сложные метафоры, а бывают очень прозрачные. Либо цепляют, либо нет.

Эта картина мне кажется очевидной и многим очень близкой. Ну ведь реализм! Даже больше, чем реализм! "Зеркало", 2009 год. Художнику было 25 лет:

Владимир Киреев. "ЗЕРКАЛО" (2009) Холст, масло; 100х200
Владимир Киреев. "ЗЕРКАЛО" (2009) Холст, масло; 100х200

Идея картины пришла к художнику, когда во время учебы в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова вместе с товарищами он гулял по Москве и увидел мертвого голубя с каплями крови. Владимиру тут же увиделась в этом какая-то христианская метафора.

...Мысль о картине почти не оставляла меня. Началась череда поисков. На эскизах были то голуби, то витрины, то какие-то люди. У нас тогда композицию вёл Павел Рыженко, наверно, самый значительный ныне из православных художников. И вот, посмотрев в очередной раз мои эскизы, он спросил: "А что ты хотел передать?"Я ответил. Он выслушал:"Вот и напиши так как сейчас рассказал." Так просто. И так сложно. Но все эскизы вдруг объединились в голове в один единственный. И действительно надо написать так, чтобы было просто и понятно. Так, как оно есть...
Мы так часто спешим куда-то, встречаем мрачные лица прохожих с пустыми глазами, среди витрин, рекламы и стеклянных высоток. И самое страшное (или всё же спасительное) встретиться вдруг в зеркальной витрине со своим взглядом, абсолютно таким же, как у всех. Ведь каждый человек по-сути ЗЕРКАЛО, в котором мы видим зачастую лишь то, что в нас самих. Не случайно, наверно, святые отцы называли всех приходящих к ним "ангел мой". Будучи сами чисты, они видели в людях лишь ту чистоту, которая изначально заложена в каждом из нас.

А мы спешим куда-то, забывая, что каждый из нас есть ОБРАЗ и ПОДОБИЕ, икона, Покрытая слоем грязи и пыли, но ИКОНА… И что Он всегда с нами и в нас. Сейчас общество наше подобно хаосу из атомов-эгоистов и, на мой взгляд, объединить и воскресить нас может лишь высшая идея, коей я вижу возвращение к Православию, как к единственному духовному стержню и источнику нравственности для русского народа."

Репродукции картин Владимира Киреева нередко встречаются в статьях о современной христианской жизни.

А и правда. Если вы бывали в Москве в 90х - в 2000х годах, вам наверняка попадались подобные метафоричные образы. И не только в центре города (на картине можно предложить Тверскую улицу), но и где-нибудь возле метро, торгового центра или автовокзала на окраине...

Владимир Киреев. "ЗЕРКАЛО" (2009) Холст, масло; 100х200. Фрагмент
Владимир Киреев. "ЗЕРКАЛО" (2009) Холст, масло; 100х200. Фрагмент

Интересно, в образе парня с телефоном на переднем плане - альтер эго художника?

Это ведь миф, будто в суете и в повседневной жизни Бог далеко от нас. Бог всегда близко, но нужно сделать шаг к Нему навстречу... Нередко - увидеть Его в страдающем и невзрачном человеке.

Рекомендую одну из страниц Владимира Киреева в социальных сетях:

https://vk.com/russian_painter