Когда и с чего все началось ?
История Чёрной пятницы началась намного раньше, чем вы могли бы подумать. Ещё в конце 19-го века в Соединённых Штатах президент Линкольн назначил последний четверг ноября официальным Днём благодарения, а идущая сразу после него пятница как раз и стала называться Чёрной.
Тем не менее, такое имя она получила не сразу, а только в 1869 году. Тогда пара спекулянтов, Джей Гулд и Джеймс Фиск, обвалили фондовый рынок золота. Стоимость драгоценного металла снизилась более чем на 20%, что привело к падению цен на все сырьевые товары на 50%. Именно тогда Чёрной пятницей впервые в истории назвали день, когда покупателям удалось потратить намного меньше, чем было запланировано. Ни о каких скидках на потребительские товары тогда речи даже не шло, но вектор понятия уже просматривался — возможность хорошо сэкономить на каких-либо покупках.
Привычный для нас смысл данное явление начало приобретать в середине 20-го века. Тогда в честь Дня благодарения американским гражданам полагалось три дополнительных выходных, и многие ссылались на плохое самочувствие, чтобы получить ещё один свободный день. Получив законный больничный в последнюю пятницу ноября, работники отправлялись гулять с семьёй по магазинам и развлекательным заведениям, и, само собой, тратили уйму денег. Со временем, вместо того чтобы увольнять сотрудников, которые врали о болезни, чтобы не выходить на работу, многие компании стали добавлять ещё один день к их оплачиваемому праздничному отпуску, из-за чего людей в магазинах только прибавилось. Чтобы мотивировать потребителей потратить как можно больше денег в этот конкретный день, в розничных точках начали делать скидки. Все любят халяву и боятся, что она закончится, поэтому схема сработала.
В 1966 году о Чёрной пятнице впервые заговорили в прессе. Тогда в одном из американских журналов появилась история, в которой полицейские из Филадельфии использовали этот термин для обозначения пробок и большого скопления людей в общественных пространствах в праздничные дни. Журналист Джозеф Барретт писал о том, что школы были закрыты, и многие дети спешили увидеть Санта-Клауса в торговых центрах. При этом их родители были не прочь отдохнуть и расслабиться, отправившись на поиски разных приятных безделушек, новой бытовой техники и подарков к рождественским праздникам.Кроме того, в первую пятницу после Дня благодарения в то время обычно проходил футбольный матч «Армия-флот», что только добавляло ажиотажа гуляющим толпам. А ещё есть теория, по которой Чёрная пятница получила своё название ещё и из-за случаев воровства, количество которых в эти дни увеличивалось. Кстати, когда в 50–70-х годах владельцы магазинов в Соединённых Штатах подсчитывали и записывали свою месячную прибыль, они помечали убытки красным цветом, а прибыль — чёрным, так что это тоже может быть подлинной историей возникновения термина Чёрная пятница.В начале восьмидесятых многие магазины и продавцы по всей Америке взяли на вооружение повышенную активность покупателей в праздничные дни, и Чёрные пятницы стали плотно ассоциироваться с внушительными скидками. Отсюда и начинается история дня сумасшедших распродаж, которые будоражат нас и сейчас.
Все убедились что скидки к большей прибыли.
Время шло, и традиция совершать большие покупки после Дня благодарения у американцев сохранилась на уровне рефлексов. Огромные скидки манили даже самых недоверчивых скептиков, а многие магазины и торговые сети использовали распродажи как инструмент расширения клиентской базы.Согласно статистике, начиная с 1992 года, объёмы праздничных продаж постоянно росли, ежегодно повышаясь на 3,4%. Исключение составил только 2008 год — прибыль тогда рухнула на 4,6%, но позже её рост восстановился. Начиная с 2009, американские покупатели в Чёрную пятницу тратят, в среднем, по 370 долларов, но эта цифра постоянно растёт. Таким образом, общий объём продаж в этот день в Соединённых Штатах за последние 10 лет составляет более 45 миллиардов долларов ежегодно. В 2011 году многие торговые центры и магазины впервые были открыты непосредственно в День благодарения, что принесло американским компаниям на 12 миллиардов долларов прибыли больше. А к 2013 году, когда популярность интернет-шопинга начала стабильно расти, Чёрная пятница стала ещё более выгодным событием, ведь больше не нужно было стоять в длинных очередях. Да, сегодня любой товар находится буквально на кончиках пальцев.
Опасности Чёрной пятницы
Тут и спорить нечего, праздничная распродажа приносит компаниям почти одни только плюсы. Но вот со стороны покупателей всё выглядит не так радостно. И речь даже не о крупных тратах, а о более серьёзной проблеме — опасности для жизни, которой каждый из нас подвергается в толпе. Порой желание сэкономить приводит к не самым приятным последствиям. В Соединённых Штатах это особенно заметно — там одержимость скидками часто оказывается действительно опасной. Накануне ночи распродаж многие американцы берут отгулы на работе, чтобы занять первые места в очереди. Ажиотаж порождает столпотворение.Чем больше людей, тем выше вероятность давки. Шансы добраться до аварийных выходов и пожарных лестниц в этом случае практически равны нулю. С 2006 года в Соединённых Штатах было зарегистрировано десять смертельных случаев и 111 тяжёлых травм, полученных во время ночной распродажи. Но худшая Чёрная пятница в истории розничной торговли была в 2008 году. Тогда финансовый кризис, отчаянно высокие скидки и рушащаяся американская мечта соединились в одну взрывную смесь, которая привела к одновременной гибели нескольких людей. Это настоящий ужас, который не должен был случиться.Вместо праздничного настроения осенью 2008 года в одном из нью-йоркских отделений Walmart воцарился настоящий хаос. Тогда очередь из покупателей заполнила все тротуары и близлежащие парковки, а к трём часам ночи на место даже был направлен полицейский патруль, призывающий граждан к порядку и сохранению спокойствия. Жаль, это не помогло. В 4:55 утра, когда до старта распродажи оставалось всего 5 минут, толпа из более чем двух тысяч человек окончательно сошла с ума и больше не могла сдерживаться. Одержимые небывалыми скидками покупатели весом тел давили на входные двери супермаркета, и находящиеся внутри рабочие, которых было не более десяти человек, не могли противостоять им. В итоге стеклянные двери лопнули, и толпа ворвалась в магазин. Один из рабочих, 34-летний Джимитай Дамур, был повален на пол и затоптан — по нему пробежалось более сотни людей, которые были настолько сосредоточены на желании получить как можно больше дешёвых товаров, что даже не заметили его тела. Другие работники пытались помочь потерпевшему, но были также сбиты с ног. Прибывшие на место медицинские работники сообщили, что Дамур получил очень серьёзные травмы и через час скончался.
В ту ночь ещё четыре человека, одной из которых была женщина на восьмом месяце беременности, получили серьёзные травмы. Детектив Майкл Флеминг сообщил, что то отделение Walmart не соответствовало нормам безопасности, а толпа вышла из-под контроля. Виновных в смерти сотрудника найти не удалось, так как давка была неуправляемой, и поток людей превратился в одну массу без лиц. Свидетели сообщали, что даже после обнаружения трупа люди продолжали делать покупки. Устранение последствий заняло у руководства и работников магазина практически целый день — стёкла были выбиты, полки сломаны, товары испорчены.
Это самая страшная история, связанная с Чёрной пятницей, но она далеко не единственная. В 2010 в городе Мэдисон женщина угрожала пистолетом другим покупателям, чтобы забрать как можно больше детских вещей, а в другом магазине игрушек посетитель хотел украсть товар и зарезал солдата, который хотел это предотвратить. В 2011 году покупательница пришла в отделение Walmart со своими сыновьями, и когда поняла, что не сможет купить со скидкой игровую приставку Xbox 360, распылила перцовый баллончик, из-за чего более 20 человек получили травмы и ожоги слизистой. Ещё через год в Таллахасси двое покупателей были застрелены, а в 2013 мужчина из Лас-Вегаса получил пулю в ногу из-за того, что купил последний большой телевизор. Все эти ужасные события случились из-за любви покупателей к большим скидкам, но это не помешало им распространиться далеко за пределы Соединённых Штатов — в том числе и в Россию.