«Это мы не проходили» — обычная история с необычного ракурса. Всё куда интереснее, чем казалось в школе ;)
Бутылка Romanee-Conti Grand Cru урожая 1945 стоит 558 000 долларов за бутылку. Если посчитать, что стандартная бутылка вина разливается на пять бокалов, то бокальчик этого самого Романе-Конти стоит 111 600 долларов.
Но совершенно неважно, в чьи желудки попала эта куча денег, потому что в сравнении с самым дорогим напитком в истории цена в сто тысяч выглядит, простите, жалко.
Самая люксовая из всех люксовых жидкостей обошлась своему потребителю примерно в 23 миллиона долларов за бокал. И здесь можно было бы задаться вопросом, всё ли в порядке с головой у человека, который это выпил. Но все вопросы отпадают, когда узнаешь, что это сделала царица Клеопатра. Она-то могла!
А дело было так. По крайней мере, со слов писателя Плиния Старшего.
Любовник Клеопатры, римский военачальник Марк Антоний, был известным гурманом и тратил на деликатесы огромные суммы. Клеопатра же (из вредности или из каких-то своих соображений) всячески умаляла достоинства роскошных блюд на столе Антония - ты, мол, по-настоящему дорогой еды не видел. В конце концов военачальнику это надоело, и он предложил возлюбленной пари - Клеопатра пообещала, что за один прием пищи сможет проесть десять миллионов сестерциев.
Сумма астрономическая что тогда, что сейчас. Опираясь на сведения о стоимости продуктов и услуг в Древнем Риме, историки подсчитали, что один "тогдашний" сестерций приблизительно равен "нынешним" двум евро. Ну или 2,38 доллара.
То есть Клеопатра замахнулась слопать 23 800 000 долларов.
В обозначенный день царица пригласила Антония и его друга консула Луция Планка за стол, и им подали хоть и шикарный, но в целом вполне привычный Антонию обед. Ничего выдающегося. О чем Антоний и сообщил с усмешкой. Клеопатра уверила любовника, что это так, мелочишка - как сейчас бы сказали, аппетайзер. И дала слугам команду нести основное блюдо.
Перед ней поставили бокал с уксусом. Под скептическим взглядом Антония царица вытащила из уха жемчужную серьгу и бросила в стакан.
«Были две жемчужины, самые крупные из всех, которые когда-либо встречались; обеими завладела Клеопатра, последняя царица Египта, получив их в наследство от царей Востока», - поясняет Плиний Старший.
Одна из этих жемчужин (которую правительница оценила в упомянутые 10 000 000 сестерциев) и угодила в уксус. Дождавшись, пока кислота растворит уникальную реликвию, Клеопатра опрокинула в себя бокал и прицелилась поступить аналогично со второй серьгой. Но Луций Планк вступился за драгоценность и заявил, что Антоний и без того проиграл всухую.
Спасенная жемчужина уже после смерти Клеопатры была распилена и украсила уши Венеры в римском пантеоне. А по поводу безумного пари царицы и военачальника Плиний Старший укоризненно замечает:
Антоний и Клеопатра не получили пальму первенства за свою расточительную роскошь, и они даже не достойны славы в этом отношении.
P.S.: Что касается достоверности всей этой истории. Вот уже две тысячи лет пытаются то подтвердить, то опровергнуть. Точка не поставлена и поныне. Да, чисто технически растворить жемчужину в пятипроцентном уксусе можно - и более того, в результате реакции получается вполне "съедобная" жидкость. Но во-первых, реакция ни разу не молниеносная - 5 карат (1 грамм) жемчуга растворяется больше суток. Во-вторых, какой вес должны были иметь жемчужины такой баснословной ценности? Реально ли было носить подобные "кирпичики" в ухе? И сколько месяцев заняло бы растворение такого камешка в уксусе?
Впрочем, мы с чего начали, тем и закончим - речь же о Клеопатре. В случае с ней можно предположить и подобное безумие, и банальный розыгрыш двух мужчин подшофе - поводила руками над бокалом, сделала вид, что бросила жемчужину в уксус. А на поверку и серьгу не бросила, и в бокале не уксус...
Кто знает ;)