Найти тему
Деловой портал TatCenter

Как детский центр выжил в пандемию?

Елена Тихонова, город детских профессий "КидСпейс"

— Какой была ваша первая реакция на объявление режима самоизоляции?

— Я проходила те же стадии, что и все, классический цикл: шок, неприятие, отрицание, агрессия и т. д. — только гораздо раньше, чем многие. Еще в декабре 2019 года стало понятно, что дети болеют чаще и тяжелее, чем обычно. Посещаемость была низкая, я чувствовала, что планы рушатся.

— Внутренне какую позицию выбрали в этот период?

— Решила для себя, что если сотрудники уйдут, то надо это принять. Но постаралась максимально честно все объяснить им. Они сначала легко отнеслись, только позже начали проходить остальные стадии. И что важно, я почти никого не потеряла из своей команды: ушли пара человек.

— Не было мысли вообще закрыть проект?

— Не скрою, была такая мысль. Ну, а как в состоянии неопределенности сохранить бизнес, в котором есть совладельцы? И они понесли еще большую утрату… Но меня очень укрепила их позиция — сохранить уникальный и единственный в своем роде проект для детей в Татарстане.

Мы все же больше социальный проект, работаем для людей. Со стороны, возможно, кажется, что КидСпейс приносит суперприбыль, а на самом деле нет, здесь очень много расходов, мы много занимаемся благотворительностью, не афишируя. Важно поддерживать качество, чистоту, новизну. У нас исключительные сотрудники. Все это требует постоянных вложений, затрат.

Удерживать баланс расходов и доходов всегда непросто, а сейчас особенно.

Меня очень воодушевило единодушие семьи совладельцев. И, конечно, помогла государственная поддержка, позволившая делать пусть небольшие, но своевременные выплаты сотрудникам.

— Как складывались отношения с клиентами, ведь, наверняка, сорвались оплаченные брони?

— Да, была непонятная ситуация с выпускными детских садов. Они продаются, начиная с сентября. И у нас в мае был продан каждый час. После объявления о закрытии пришлось изыскивать возможности, чтобы вернуть почти миллион рублей оплаченных авансов. Родители переживали, самые отчаянные готовы были проводить выпускной, несмотря на пандемию. Но мы, конечно, вовремя всем вернули деньги в полном объеме.

Если честно, очень проявились люди в это время. Некоторые компании-партнеры даже не расторгли наши соглашения, помогали, сколько могли.

Помните, были разговоры о том, что пандемия разобщит человечество? А на мой взгляд, наоборот сплотила, и мы стали более близкими, готовыми к поддержке.

— Если формулировать универсальный совет, не привязанный к конкретному бизнесу, в кризисные периоды, когда люди растеряны, напуганы, нервничают, какую тактику выбрать руководителю?

— Я не мастер давать советы. Скажу только, что сейчас сравниваю себя с капитаном из фильма «Титаник». Понятно, что тебе страшнее всех и ты дома проплакалась, но перед командой ты должна быть оплотом твердости и спокойствия.

Для сотрудников важно, чтоб лидер оставался чем-то твердым, опорой.

А когда они приняли ситуацию, то стали для меня теми, на кого можно опереться. Не было истерик, люди не просили денег, а наоборот, успокаивали, уверяли, что справятся. Я же чувствовала ответственность за их семьи, переживала, чем они будут детей кормить. Весь период простоя мы понемногу выплачивали людям, входили в положение каждого, делили свои малые запасы между всеми.

-2

В результате мы пережили это время и остались вместе, но я же неслучайно недавно провела командный тренинг. Ситуация похожа была на то, что происходит иногда в семьях, которые, например, очень долго строят дом или еще какое-либо большое дело делают, а потом неожиданно при достижении цели … разводятся.

Так и у нас: самое трудное время пережили, открылись, и вроде радоваться надо, но в коллективе что-то будто надломилось. К счастью, командный тренинг нас слепил обратно как команду. Но и сейчас я прошу сотрудников учитывать фактор сильного стресса, который все мы пережили, быть мягче, терпимее, человечнее.

Полную версию интервью читайте по ссылке