Найти тему
Мэри Сью

Советы начинающим писателям от Колума Маккэнна, часть №1

Оглавление

Никаких правил нет

«Есть три правила написания романа. К сожалению, никто не знает, в чем они заключаются», — Сомерсет Моэм, британский писатель.

Нет никаких правил. Даже если есть — нужны лишь для того, чтобы их нарушать. Постарайся осознать это противоречие. Готовься к тому, что тебе придется балансировать между как минимум двумя противоречащими друг другу идеями.

На грамматику можно и «забить». Но лишь в том случае, если ты хорошо владеешь грамматикой. И на формальности «забить» можно тоже, но лишь при условии, что хорошо представляешь себе, что значит быть формальным. «Забивай» на сюжет, но позаботься о том, чтобы хоть на одном из этапов романа что-нибудь да случилось. И да, ты можешь «забить» на структуру, но только после того, как продумаешь ее настолько хорошо, что сможешь усилием воли пройти через весь замысел своего произведения в мыслях.

Великие нарушают правила специально. Они делают это для того, чтобы обновить язык. Они произносят выражения так, как никто до них этого еще не делал. А потом они берут свои слова обратно и формулируют их по-другому, нарушая уже и собственные правила. Так что не бойся нарушать, а то даже и создавать свои правила.

-2

Фраза для начала

«Вашей первой фразой в любом сочинении должно быть: “Поверьте, здесь есть свой черед и порядок, пусть и понадобится время, чтобы осознать это — так же, как и в мире людей”», — Майкл Онтадже, канадский поэт и писатель.

Первая фраза должна мощно отозваться в груди. Должна проникнуть в самое сердце и перевернуть его. Отлично, если она намекнет читателю на то, что после прочтения всей книги мир для него уже не будет прежним.

Пусть она будет выразительной и погрузит твоего читателя во что-то стремительное, значимое и интересное. Фраза должна сдвинуть историю вперед, будь то поэма или пьеса. Пусть она прошепчет читателю на ухо, что скоро здесь все переменится.

Впрочем, не переусердствуй. Не старайся впихнуть весь мир в первую строку повести. Пусть в твоей истории будет свой баланс и она, согласно ему, развивается постепенно. Пусть изначальная фраза будет лишь «первым шагом за порог»: как только ты пустишь читателей за порог, можешь приступать к тому, чтобы показывать им дом. И не стоит паниковать, если в первый раз начать показывать вышло не очень удачно. Зачастую классная первая фраза формируется в голове после лишь уже половины написанного черновика книги. Начинаешь страницу 157 и понимаешь: вот она, фраза, подходящая для самого начала!

И ты возвращаешься к этому самому началу, и начинаешь заново.

Начинай элегантно. Начинай агрессивно. Начинай деликатно. Начни с сюрприза. Начни, поставив все на карту. Все это, конечно, напоминает ходьбу по канату. А ты попробуй отдохнуть, ощущая под собой напряжение веревки. И затем продолжай. Первое предложение — всего лишь одно из многих. Но все-таки оно задает всем последующим тон. Сделай первый шаг по канату, затем второй, третий и последующие. Так ты легко пройдешь и всю первую половину книги.

Перевод и адаптация: Дина Юльметова, редакция Include

Оригинал материала: The Guardian

🔗 Топ 7 советов от знаменитых писателей начинающим

#писатели #советы писателям #писательство #литература #учимся писать #колум маккэнн