ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗ.
Стрекозе так понравилось учиться в Школе искусства, что она даже обижалась сама на себя, что не пошла, учиться раньше – вместе с Бабочкой, а то, вон, сколько бы уже знала. Ну да ничего, - думала она, - у меня ещё всё впереди, главное не пропускать уроков.-
К сожалению, с некоторыми насекомыми это, иногда случалось. Вон и Кузнечик, недавно вывихнул ножку и не посещал Школу. А жаль, Жук так интересно рассказывал. Вот и сегодня он приготовил что-то интересное. На столе у каждого насекомого были краски, баночка, кисточка и лист бумаги. Все сидели и ожидали, что скажет учитель. А он в это время проходил между столиками и каждому насекомому наливал в его баночку воду, так как краски были акварельные, и их надо было разбавлять водой. Когда все баночки были наполнены, Жук сказал:
- Друзья мои, вы видите перед собой огромный дуб – большое красивое дерево. Вы видите его ствол, ветви, листья. Так вот, я хочу, чтобы каждый из вас изобразил его красками на листе бумаги. Берите кисточки, смешивайте краску с водой и приступайте к работе, а потом мы с вами поговорим. –
Все очень обрадовались такому заданию, так как за исключением Бабочки, остальным, до этого, не приходилось работать красками. Стрекоза заволновалась. Ей казалось, что у неё ничего не получится, но попробовать очень хотелось. Обмакнув кисточку в воду, она нашла коричневую краску, размешала её и начала изображать ствол. Поначалу ей казалось, что он был коричневым. Она стала внимательно его разглядывать и вдруг заметила, что ствол был тёмным, но не совсем коричневым. То есть он был разным: и коричневым, и чёрным, и кое-где, даже, как ей казалось, тёмно-зелёным. И чем больше она его разглядывала, тем больше она удивлялась.
- Вот это да! – думала Стрекоза, - обыкновенный ствол дуба, столько раз на него смотрела, а по настоящему, вот как сейчас, никогда и не видела. Дерево, да дерево – ствол, ветки, листья, - продолжала размышлять она. - Что в нём особенного, растёт себе, да растёт – летом, с листьями, зимой без них. Вон их сколько, деревьев то, вокруг – целый лес, если на каждое засматриваться подолгу, то и поиграть некогда будет. Но ведь Жук попросил изобразить дерево КРАСКАМИ. Значит надо всё внимательно рассмотреть и попробовать изобразить его на бумаге.-
Её огромные глаза продолжали внимательно всматриваться в дуб, и тут вдруг Стрекоза поняла, что она смотрит совсем по-другому – не так, как раньше. Она поняла, что она не просто рассматривает дерево, она его изучает. Она думает о нём, пытается понять, как оно устроено: его формы, его цвет, его линии. И вдруг она встрепенулась, и немножко подпрыгнула над своим стульчиком. Ей показалось. Что она сделала для себя какое-то открытие.
- Вот это да! – восхищённо подумала она. – Оказывается можно смотреть и не видеть! То есть, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ, это - не одно и тоже. Смотреть, это просто: открывай глаза и смотри, а видеть – это надо думать, размышлять, изучать. Это труднее, чем, просто смотреть, этому надо учиться.-
Так, размышляла Стрекоза, рассматривая предмет изображения и одновременно энергично и размашисто работая кисточкой. Она быстро окунала её то в баночку с водой, то в краску и скоро на листе бумаги появилось изображение дерева. Дуб получился большой, зелёный и, как казалось Стрекозе очень красивый. Когда она закончила работу и положила кисточку, на лице её была довольная улыбка. Подошёл Жук, посмотрел, одобрительно покачал головой, но ничего не сказал. Затем он стал подходить к столикам других насекомых, которые тоже заканчивали работу. Молча смотрел, кивал головой, но ничего не говорил.
Стрекозе очень понравился дуб, который она изобразила красками, но настоящий дуб был всё-таки не такой, он отличался от нарисованного. Стрекоза это чувствовала, но в чём оно было, это отличие, понять не могла.
- Как же так, - думала она, – что-то я не понимаю: живой дуб - красивый, мне нравится и мой, нарисованный – тоже нравится. А ведь он совсем не такой, как живой, он ДРУГОЙ. Странно, почему так? А что если спросить у учителя? Может он объяснит, почему нарисованное дерево отличается от настоящего. Стрекоза подняла лапку и сказала:
- Уважаемый учитель, не могли бы вы объяснить, почему нарисованное дерево, даже очень похожее на настоящее, всё равно от него отличается?
Жук, как он это часто делал, приветливо улыбнулся и сказал, обращаясь ко всем насекомым:
- Видите ли, друзья мои, Стрекоза задала очень важный и нужный вопрос и сегодня, я, как раз хотел с вами об этом поговорить. Вам придётся быть очень внимательными и очень хорошо слушать, так, как всё, что я скажу очень важно, если вы хотите знать и понимать искусство. -
Услышав эти слова, все насекомые положили лапки на столы, перестали шевелиться и повернули свои головы к учителю, давая тем самым ему понять, что они готовы внимательно слушать.
- Так вот, - продолжал Жук, - почему же нарисованное дерево всегда отличается от настоящего, даже если оно очень похоже на него? – И тут Жук сделал паузу, как будто ему предстояло сказать что-то такое, что было очень и очень важным. Насекомые замерли, а Жук сказал:
- Потому, что изображённое на листе бумаги дерево, вовсе не дерево, а только его образ, то есть дерево не настоящее, а ИЗОБРАЖЁННОЕ ХУДОЖНИКОМ. -
После этих слов учителя, некоторые насекомые, видимо, чего-то не понимая, стали поднимать лапки, чтобы задать вопрос. Жук ожидал этого вопроса и решил, что пусть лучше его задаст Кузнечик. Он кивнул ему и Кузнечик встал и спросил:
- Скажите, пожалуйста, учитель, что означает слово ОБРАЗ? Я слышу его первый раз и не знаю что это такое. -
- И мы тоже не знаем, - раздались голоса других насекомых. Было видно, что это слово никто раньше не слышал, и для всех оно было новым.
- Слово ОБРАЗ, - начал Жук, - является самым главным словом для искусства. Потому что искусство живёт и мыслит ОБРАЗАМИ и всё то, что художники изображают на картинах, является ОБРАЗОМ. Вот например, вы все изображали большой дуб. Вы смотрели на живое растущее дерево, а у себя, на листочке бумаги изображали образ дуба – то есть то, что в ваших глазах похоже на настоящее дерево, но таковым не является, потому что оно нарисовано. Там нет настоящего ствола, настоящей коры, настоящих веток, листьев. Там всё заменяют краски: из красок ствол, из красок кора, из красок ветки и листья. Глаза наши видят изображение. А изображение в изобразительном искусстве, это и есть ОБРАЗ. Поэтому дуб изображённый, всегда может быть только похожим на, настоящий. И всё, что вы нарисуете, будет тоже только похожим, но никогда не будет настоящим, потому что это, будет совершенно другое ЯВЛЕНИЕ. Краски, их цвет, с помощью ваших глаз, ваших лапок, помогали вам создавать ОБРАЗ дуба на листе бумаги, и это называется ЯВЛЕНИЕ искусства - ЯВЛЕНИЕ создания ОБРАЗА. И не надо бояться этого слова, оно совсем не трудное, и без него в искусстве нельзя. Помните сказку про Колобка? - Насекомые закивали головками, подтверждая, что помнят. - Так вот, Колобок, это тоже ОБРАЗ. Только в сказке, потому что он, придуман. –
Стрекоза внезапно подняла лапку, и Жук разрешил ей сказать.
- Учитель, я что-то не понимаю. Колобок – ОБРАЗ в сказке. Он придуман, это понятно. Но ведь я-то, дуб не придумывала. Я смотрела на настоящий и рисовала такой же, а получается, что он тоже ОБРАЗ. Почему так? -
- А потому, что как бы вы не смотрели на дерево, как бы вы его не изучали, как бы вы не старались изобразить его похожим на настоящее, а всё равно, на вашем рисунке это будет ваше дерево – вами придуманное и вами созданное. Пусть настоящее дерево помогало вам – вы смотрели на него, а у себя, на листе бумаги, вы, как художники, создавали своё дерево, а значит, вы создавали ОБРАЗ и по-другому в искусстве не бывает. И любое искусство, самое разное, всегда выражает себя через образы, и я хочу, чтобы вы запомнили это навсегда. -
Жук замолчал, давая насекомым возможность, подумать над сказанным. И вдруг он опять увидел, поднятую вверх лапку. И, как ни странно, но это опять была лапка Стрекозы.
- Да, - подумал про себя Жук, - уж очень она любознательна, но это даже хорошо. -
Получив разрешение говорить, Стрекоза сказала:
- Учитель, а я однажды видела изображение человека. Это что, тоже ОБРАЗ? -
- Да, конечно, это тоже ОБРАЗ, только ОБРАЗ человека, изображённый художником на картине. -
- Но ведь человек не дерево. Он же живой. У него глаза, нос, рот и всё остальное – его ведь не придумали, - услышал Жук опять голос Стрекозы.
- Да, Стрекоза, Вы правы, человека не придумаешь, он какой есть, такой и есть. И художник изображает человека таким, каким его видит. Но в том то и дело, что в жизни человек такой, как есть, а на картине - он изображён художником. Художник смотрит на него, изучает его, старается его понять. И все свои знания о человеке он выражает красками на картине. То есть все свои мысли о человеке он высказывает на языке красок. А значит – он создаёт ОБРАЗ человека. -
- А море и корабли на картинах – это тоже образы? – раздался голос Кузнечика.
- Да, совершенно верно. И море, и корабли на картинах – тоже образы. -
- И небо, и облака? – послышался голос Комарика.
- И небо, и облака, и всё, всё, что бывает, изображено на картине – всё это образы.-
И Жук сел за свой стол, давая понять, что он немного устал от такого количества вопросов. Видимо, насекомые это тоже поняли и больше никто ничего не спрашивал. В душе Жук радовался, что эта очень трудная, по его мнению, тема, так заинтересовала его учеников. Ему было приятно, что вопросов было много и он, как ему показалось, сумел на них ответить. Да и глаза многих насекомых подтверждали это. В них светились радость и гордость. Ведь они узнали сегодня новое, очень важное для искусства слово. Урок закончился, Жук попрощался и наши знакомые, как и другие насекомые, отправились к себе домой. Стрекоза радостно подпрыгивала и напевала песенку:
ОБРАЗ, ОБРАЗ – ВОТ КАКОЙ,
Я ИДУ К СЕБЕ ДОМОЙ.
При этом она громко смеялась, потому что песенку Стрекоза придумала сама, и она казалась ей весёлой и смешной.
ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УСМОТРЕНИЕ ХУДОЖНИКА