Президент России Владимир Путин считает, что дистанционное обучение не способно заменить традиционное, а может только дополнить его. Министр просвещения Сергей Кравцов в начале учебного года напомнил о необходимости «восполнять пробелы в знаниях из-за обучения онлайн». В столичном департаменте образования и науки заявляют, что наработанные технологии и контент позволяют «обеспечить качественное полноценное образование даже дома». А что думают о дистанте учителя? Согласны ли они с утверждением, что дистанционка не влияет на качество обучения? Можно ли утверждать, что дистант – это обычная очная учеба, только через компьютер? Предлагаем познакомиться с мнением и предложениями учителя одной из московских школ.
Это не оценка целесообразности перехода на дистант
Прежде чем изложить соображения и предложения учителя по поводу дистанционного обучения, необходимо пояснить, что в статье не дается оценка целесообразности перехода на дистант с точки зрения эпидемиологической ситуации и здоровья всех участников образовательного процесса. Это дело эпидемиологов, врачей, Минздрава и Роспотребнадзора. Хочется верить, что принятию решения всегда предшествует тщательный анализ всех факторов.
Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что после перехода на дистанционное обучение стабилизации эпидемиологической обстановки в Москве не произошло, то есть эта мера не помогла остановить распространение коронавируса в городе.
Понятно, что нельзя игнорировать данные, которые привел замглавы столичного департамента образования и науки Антон Молев на заседании комиссии Мосгордумы по образованию:
За последние две недели с 1 по 15 ноября мы получаем сведения о заболевших – в среднем ежедневно 180 сотрудников, из них 67 учителей.
Мы сообщали, что во многих регионах России, где школьники продолжают учиться в традиционном формате, наблюдается резкий рост случаев заражения коронавирусом среди педагогов, в связи с чем уроки приходится отменять. При этом стоит отметить, что число заболевших, выздоровевших и умерших по стране в целом и отдельно по регионам мы видим ежедневно, но данные по педагогам, за редким исключением, отсутствуют либо не публикуются. Кроме того, для принятия взвешенных решений не помешала бы статистика заболеваемости учителей за тот же период в прошлые годы.
Способствовать обсуждению дистанта
Учитель одной из московских школ на странице в «Фейсбуке» поделился мнением о дистанте: дал прогноз на текущий учебный год, оценил скорость изучения материала при дистанционном формате обучения, предложил пересмотреть учебные программы, расписания и графики каникул. Обратите внимание, что предложения учителя базируются на опыте занятий с мотивированными детьми в профильных классах. Возможно, кому-то его соображения покажутся спорными, поскольку в разных регионах страны и даже в разных школах одного региона ситуация может сильно разниться, но высказанное мнение, уверен, должно способствовать обсуждению вопросов, которые волнуют всех, кто имеет отношение к школьному образованию.
Учитель прогнозирует, оценивает, предлагает
Итак, слово учителю.
Прогноз
Дистанционка – на весь этот учебный год. Может быть, с какими-то послаблениями и попытками выйти на очную учебу на две-четыре недели.
Оценка
Не надо пытаться делать вид, что дистант – это то же самое, что очная учеба, только через компьютер. По моему опыту занятий с мотивированными детьми, у которых я веду профильный предмет, скорость прохождения материала примерно в 1,5 раза меньше, чем в классе. Понятно, что в среднем по городу ситуация на порядок хуже (дело в вовлеченности и мотивированности детей).
Предложения (что нужно пересмотреть)
- Учебные программы. Что пройти необходимо, а что можно выкинуть.
- Расписания. Возможно, на дистанте удобнее и эффективнее ставить уроки не несколько раз в неделю, а один раз большим блоком, чтобы школьник мог погрузиться и пропахать тему, а не переключаться каждые 40 минут с предмета на предмет, по дороге теряя кучу сил на вход в конференцию, поиск домашнего задания и т.п. А какие-то предметы, может быть, вообще не грех отменить (например, физкультуру), но есть указание – «уроки должны проводиться», поэтому сейчас пол-Москвы на уроках физкультуры проходит тесты в «Московской электронной школе» (МЭШ).
- Графики каникул. Понятно, что на дистанте все устают гораздо сильнее обычного, каникулы нужны чаще. Весной так и получалось: то нам объявляли внеплановые «нерабочие» дни, то подходило время плановых каникул, то майские праздники. Осенью же сначала были объявлены двухнедельные каникулы в начале октября, а теперь предстоит на дистанте работать два с половиной месяца (!) без отдыха, потому что все каникулы уже израсходованы. Делаю прогноз: через пару недель вся Москва адски устанет, особенно те немногие, кто пытается добросовестно учиться.
- Олимпиады, сборы, экскурсии, праздники. Все это требует очень сильного переосмысления. Не надо все подряд переносить из очного формата в дистанционный и радоваться, мол, «о, мы это провели». Надо в первую очередь думать о смыслах и целях. И, может быть, половину из этого стоит просто отменить.
О будущем
О том, что произойдет в конце года на экзаменах и, главное, как учить этих детей в следующем году, пора начинать думать уже сейчас.
Комментарии
Если пытаться обобщать мнения учителей-предметников, с которыми мне довелось общаться по поводу дистанционного обучения, то вырисовывается такая картина: подавляющее большинство педагогов считает, что дистант не позволяет обеспечить «качественное полноценное образование». Как правило, учителя расходятся лишь в оценках снижения скорости и качества. Приведенные в этой статье наблюдения учителя говорят о том, что скорость изучения снижается в полтора раза, другие опытные педагоги, в том числе авторы школьных учебников, свидетельствуют о фактическом уменьшении объема изученного материала в 2-3 раза по сравнению с очным форматом при сопоставимом качестве. Если же ориентироваться на обязательное рассмотрение учебного материала в полном объеме, то приходится жертвовать качеством.
Разумеется, мне известны полярные точки зрения на дистанционное обучение. Губернатор Тульской области Алексей Дюмин считает, что «цифровая платформа дистанционного образования – это огромный провал в образовании и потеря как для школьников, так и для студентов», а учитель английского языка московской школы №1253 Мария Тюляева утверждает, что удаленное обучение делает школьников более ответственными, помогает им освоить навыки работы в команде и делового общения в виртуальном пространстве, а также положительно влияет на здоровье школьников, так как у детей появляется время на занятия спортом и другими полезными активностями.
И таких – полярных – точек зрения на дистант можно привести огромное количество. Увы, с большим сожалением приходится констатировать отсутствие сопоставимых данных, которые позволили бы всесторонне сравнить очный и дистанционный формат. Конечно, основываясь на личном опыте, опыте знакомых школьных учителей и преподавателей вузов, я могу сделать прогноз, но хотелось бы опираться на авторитетные научные исследования с понятной методикой и верифицированными результатами.
Не только о школе
На сайте Международного экономического форума опубликована статья об отношении к дистанционному образованию студентов и преподавателей в Южной Корее. Правительство этой страны много лет активно внедряет обучение в онлайн-формате, а информационно-коммуникационная инфраструктура Южной Кореи по праву считается одной из лучших в мире.
При этом опросы показывают, что около 50% студентов задумываются о том, чтобы прервать обучение (взять академический отпуск) на период тотальной дистанционки. Особенно сильное недовольство проявляют студенты инженерных вузов: только 5% будущих инженеров удовлетворены занятиями в прошлом семестре. Недовольны и преподаватели, особенно естественных и технических наук. Некоторые корейские студенты считают, что в нынешней ситуации лучше заняться саморазвитием, а учебу в университете можно продолжить, когда вернется очный формат.
Понятно, что у нас в стране действуют свои правила и законы, но почему бы для расширения кругозора не посмотреть на другие страны. К примеру, в Германии студентам не воспрещается осваивать учебную программу в удобном темпе: в магистратуре вместо четырех нормативных семестров можно учиться пять-шесть-семь семестров. Некоторые учащиеся на период преобладающего онлайн-формата выбирают минимум предметов, в основном лекции и семинары, которые от перехода в онлайн пострадали в наименьшей степени.
В заключение еще раз подчеркну, что в статье речь идет не о целесообразности перехода школьников и студентов на «удаленку», а об оценке дистанционного обучения. Никто не собирается подвергать сомнению тезис «самое важное – это здоровье».
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.